«Мы ее сильно любим»: история многодетной семьи из посёлка Михайлово
25 ноября 2019, 15:36

Если спросить вашу маму, уважаемые читатели, от чего у нее болит душа, о чем она тревожится каждый раз и думает чаще всего, и я уверен, что ваша мама ответит, что все боли, тревоги и волнения у нее только о вас. Ведь сколько вам не было лет, как бы вы прочно не стояли на ногах, для матери вы всегда остаетесь ребенком, который нуждается в помощи и заботе.
Так думали и Вера Васильевна Камшилова, да и ее супруг Афанасий Федорович, когда в их семье в 1955 году родилась девочка. Имя дали ей Люба, потому как была хоть и второй, но долгожданной и любимой. Позже в их семье появится и брат.
Жили Камшиловы дружной семьей в поселке Михайлово. Родители работали в колхозе «Путь Ленина», дети учились в школе в поселке Приозерное.
— Помню на выпускной вечер в восьмом классе в школу пришел бывший ученик Слава, тоже из Михайлово, с большим букетов пионов, — рассказывает Любовь Афанасьевна, — все учителя, да мы, девчонки, думали к кому это он.
Как позже оказалось, этот букет Вячеслав Михалев принес ей — Любе Камшиловой.
— Неожиданно, но очень приятно было, — продолжает моя собеседница, — учителя мне тогда говорили: «Ну вот, Люба, и нашла тебя любовь». Я тогда молоденькая, глупенькая. Да Славик чуть старше был. Не понимали мы многого, а объяснить было некому.
Так и закрутился роман вчерашних школьников и как результат — рождение первенца. Назвали его Игорем.
— Жили мы тогда то у моих родителей, то у Славкиных, — вспоминает Любовь Афанасьевна, — мне тогда было 16 лет. Свадьбу не играли, да и кто расписал бы нас еще несовершеннолетних.
Люба устроилась дояркой в родном поселке. Так и жили молодые. Как и в любой семье в их жизни тоже было всякое. И ругались, и расходились, потом снова сходились и жили, а через год она родила второго сына — Алексея. Вскоре Вячеслава Михалева призвали в армию. Как-никак 18 лет исполнилось. Оставалось молодой маме ждать свою первую любовь. Перебралась она тогда к своим родителям и снова вернулась на ферму.
— Родители тогда мне помогали с сыновьями, — продолжает она свой рассказ. — Они мне всю жизнь помогали. За что им очень благодарна. После вечерней дойки еще успевала в клуб сбегать на танцы. Весело было. Помню, как к нам телевидение должно было приехать из области снимать нашу передовую бригаду. Нам тогда поступили первые электрические аппараты для дойки. Так вот бригадир нам сказал приготовиться, надеть чистые белые халаты. А на улице дождь, коровы грязные после пастбища вернулись. Их нужно было помыть, а телевизионщики очень торопились. Пришлось помыть коров только с одной стороны. Потом нас по телевизору показывали.
Так прошло два года. Слава вернулся из армии.
— Только ко мне не пришел, остался у своих родителей. Не знаю почему. Да и не стала тогда выяснять… — резко замолчала Любовь Афанасьевна.
Так и осталась Люба с двумя мальчонками жить у своих родителей, но в душе ждала и думала, что вот-вот и Славка вернется к ней и сыновьям. Потому как было тяжело. Тяжело не физически, а морально. Михайлово поселок маленький, все друг друга знают, ничего не утаишь. А ведь людские языки злые, взгляды колючие, насмешки язвительные. Но жизнь продолжалась. И пусть вся подушка становилась мокрой от слез ночью, утром Люба Камшилова оставляла ребят маме, а сама шла на дойку.
Но беда не приходит одна. Однажды, возвращаясь из коровника домой, возле родительского дома она увидела соседа, который не решался войти. Сердце екнуло и ноги стали ватными.
— Он сообщил мне, что Славка со своим отцом попали в аварию на мотоцикле, — вспоминает Любовь Афанасьевна, — и он умер на дороге до приезда скорой помощи…
Прошло несколько лет. Люба перешла на работу на свинарник и ей дали жилье — дом, почти напротив дома родителей. С одной стороны хорошо, когда у семьи свой дом, завели хозяйство и зажили потихоньку. Но ведь дом всегда требует вложений и не столько материальных, сколько физических. Там гвоздь забить надо, там крышу подладить или стены побелить. Конечно, Люба делала все сама, где нужна была мужская сила — отец помогал. Игорек с Алешкой росли мальцами смышленными, работящими. Всегда помогали мамке управляться и с огородом, и с небольшим хозяйством.
Однажды Люба Камшилова обратилась за помощью к сварщику Жене Сережечкину, котел отопления потек. Знала, что не откажет, ведь подруги поговаривали, что заглядывается он на нее, хотя разница в возрасте была 10 лет. Евгений был старше.
— И действительно не отказал, — продолжает свой рассказ Любовь Афанасьевна. — Все сделал. Потом еще попросила и еще. Дом не новый был. А он всегда помогал. Ну, вот так и стали с ним общаться.
Вскоре Люба и Евгений приняли решение вести совместное хозяйство. Авось получится. Поход в сельсовет, чтобы узаконить свои отношения, отложили на потом. Вскоре в новой семье появился еще один сын Афанасий, а через год Андрейка. Евгений продолжал работать в колхозе. Иногда помогал соседям, руки у него были золотые. Люба вела домашние дела.
— Тогда на селе без коровы и поросят было никак, — вспоминает она, — и кур держали, и гусей. Это сейчас дети мне не разрешают корову держать. Берегут мое здоровье. Пастбище далеко, переживают, что не дойду. И уток не могу завести, лебеди, которые поселились на озере, что рядом с домом, выживают всех.
— Дети заботливые. А раньше каково было с ними?
— Бывало по-всякому, — смеется Любовь Афанасьевна. — Через два года после рождения Андрейки у нас в семье появилась первая дочка — Леночка.
Тогда Любовь Камшилова (до ЗАГСА с Евгением они на тот момент так и не дошли — прим.ред.) была награждена медалью «Материнства» второй степени. А вскоре появился повод получить и медаль первой степени. В семье Камшиловых-Сережечкиных появился на свет шестой ребенок. Мальчика назвали Дмитрием. И как тут не вспомнить народную мудрость, что счастлива та семья, где раздается детский смех, а вдвое счастливы те, у кого детей много.
Люба и Женя работали в колхозе, дети подрастали и уже старшие помогали родителям по хозяйству, а средние нянчились с младшими. В стране аршинными шагами шагала перестройка. В колхозе начались непонятные перемены. Перебои с заработной платой. Страна медленно катилась в пропасть. Именно в этот период Люба родила еще одного сына, Николая. «И ведь не боялась», — скажете вы, мои читатели. А чего было бояться, когда рядом любящий муж и дружная семья. Только когда в 1992 году Люба родила Жене еще одну дочь Анну, они решили подать заявление в ЗАГС. И уже в законном браке родила третью девочку — Марию. Так и жила бы большая семья Камшиловых-Сережечкиных вместе долго и счастливо.
Старшие сыновья уже давно окончили школу и училище. Отслужили в армии, жили и работали в совхозе, когда по стране понеслась волна дикой приватизации и развала агропромышленного комплекса. Вскоре муж Любови Афанасьевны остался без работы. Перебивался подработками. Кому забор или калитку сварит, кому котел и отопление починит. А добродушные селяне норовили рассчитаться не рублем, а жидкой валютой. Евгений все чаще и чаще стал приходить домой пьяный.
— Пока мама была на работе за ним старшие присматривали, чтобы не набедокурил, — вспоминает Анна одна из дочерей Любови Афанасьевны.
Жили в основном теперь натуральным хозяйством. Сажали огород, держали коров, свиней и домашнюю птицу.
— Тяжело было с такой оравой детей, когда еще и муж не помогает? — спрашиваю у собеседницы.
— Да нет. Дети мне помогали по хозяйству и на огороде. Никогда не пойдут играть на улицу, пока все дела не переделают. Да между собой жили дружно. Старшие выросли, у них уже были свои семьи. Да и родители мои жили напротив. Так что ребятки всегда были под присмотром. Хотя было всякое, — смеется Любовь Афанасьевна. — Бывало, поставлю в обед большую кастрюлю мелкой картошки, чтобы вечером поросят накормить. Прихожу домой после работы, полный дом детворы. И свои дети, и соседские, а кастрюля пустая. Все съели. Приходилось срочно разводить огонь и готовить.
— Конечно, мы были бедовые, — в разговор вступает младшая Мария, — мама раньше по линии собеса получала подарки к Новому году для нас. И прятала их в диване у бабушки. Так вот мы с Аней ходили к бабушке и по одной конфетке таскали из всех подарков. А раз там была сгущенка. Так мы дырочку гвоздиком сделали и выпили, а баночку обратно поставили. Стыдно сейчас как за это.
Все дети Любови Афанасьевны окончили школу в поселке Михайлово. По рассказам учителей всегда были опрятные, ухоженные. Все отучились в учебных заведениях. Младшая Мария Черняховский педагогический колледж окончила с красным дипломом, сейчас работает в сельском Доме культуры и заочно учится в институте. Андрея в 2005 призвали в армию. Попал он служить на черноморский флот, да там и остался по контракту.
— Один раз всего приезжал, — говорит Любовь Афанасьевна, — и я к нему в гости недавно съездила. Но звонит очень часто.
Дружная семья Камшиловых-Сережечкиных все праздники справляют вместе. Собираются в доме у мамы. Собираются не только дети, но и внуки их у Любови Афанасьевны десять и одна правнучка. А что еще для материнского счастья надо, когда дети рядом и все живы, здоровы и любят ее.
Фото из архива Л. Сережечкиной, 1997 и 2019 годы.
P. S. Жизненную историю своей мамы Любы мне рассказала ее дочь. Сколько же было любви в ее словах к своей маме. Уважаемые читатели, несмотря на то, что День матери всего раз в году, вы тоже можете присылать нам истории о своих матерях, которые мы опубликуем. Ведь не важно когда праздник, важно сейчас сказать мамам, что мы их любим.
Так думали и Вера Васильевна Камшилова, да и ее супруг Афанасий Федорович, когда в их семье в 1955 году родилась девочка. Имя дали ей Люба, потому как была хоть и второй, но долгожданной и любимой. Позже в их семье появится и брат.
Жили Камшиловы дружной семьей в поселке Михайлово. Родители работали в колхозе «Путь Ленина», дети учились в школе в поселке Приозерное.
— Помню на выпускной вечер в восьмом классе в школу пришел бывший ученик Слава, тоже из Михайлово, с большим букетов пионов, — рассказывает Любовь Афанасьевна, — все учителя, да мы, девчонки, думали к кому это он.
Как позже оказалось, этот букет Вячеслав Михалев принес ей — Любе Камшиловой.
— Неожиданно, но очень приятно было, — продолжает моя собеседница, — учителя мне тогда говорили: «Ну вот, Люба, и нашла тебя любовь». Я тогда молоденькая, глупенькая. Да Славик чуть старше был. Не понимали мы многого, а объяснить было некому.
Так и закрутился роман вчерашних школьников и как результат — рождение первенца. Назвали его Игорем.
— Жили мы тогда то у моих родителей, то у Славкиных, — вспоминает Любовь Афанасьевна, — мне тогда было 16 лет. Свадьбу не играли, да и кто расписал бы нас еще несовершеннолетних.
Люба устроилась дояркой в родном поселке. Так и жили молодые. Как и в любой семье в их жизни тоже было всякое. И ругались, и расходились, потом снова сходились и жили, а через год она родила второго сына — Алексея. Вскоре Вячеслава Михалева призвали в армию. Как-никак 18 лет исполнилось. Оставалось молодой маме ждать свою первую любовь. Перебралась она тогда к своим родителям и снова вернулась на ферму.
— Родители тогда мне помогали с сыновьями, — продолжает она свой рассказ. — Они мне всю жизнь помогали. За что им очень благодарна. После вечерней дойки еще успевала в клуб сбегать на танцы. Весело было. Помню, как к нам телевидение должно было приехать из области снимать нашу передовую бригаду. Нам тогда поступили первые электрические аппараты для дойки. Так вот бригадир нам сказал приготовиться, надеть чистые белые халаты. А на улице дождь, коровы грязные после пастбища вернулись. Их нужно было помыть, а телевизионщики очень торопились. Пришлось помыть коров только с одной стороны. Потом нас по телевизору показывали.
Так прошло два года. Слава вернулся из армии.
— Только ко мне не пришел, остался у своих родителей. Не знаю почему. Да и не стала тогда выяснять… — резко замолчала Любовь Афанасьевна.
Так и осталась Люба с двумя мальчонками жить у своих родителей, но в душе ждала и думала, что вот-вот и Славка вернется к ней и сыновьям. Потому как было тяжело. Тяжело не физически, а морально. Михайлово поселок маленький, все друг друга знают, ничего не утаишь. А ведь людские языки злые, взгляды колючие, насмешки язвительные. Но жизнь продолжалась. И пусть вся подушка становилась мокрой от слез ночью, утром Люба Камшилова оставляла ребят маме, а сама шла на дойку.
Но беда не приходит одна. Однажды, возвращаясь из коровника домой, возле родительского дома она увидела соседа, который не решался войти. Сердце екнуло и ноги стали ватными.
— Он сообщил мне, что Славка со своим отцом попали в аварию на мотоцикле, — вспоминает Любовь Афанасьевна, — и он умер на дороге до приезда скорой помощи…
Прошло несколько лет. Люба перешла на работу на свинарник и ей дали жилье — дом, почти напротив дома родителей. С одной стороны хорошо, когда у семьи свой дом, завели хозяйство и зажили потихоньку. Но ведь дом всегда требует вложений и не столько материальных, сколько физических. Там гвоздь забить надо, там крышу подладить или стены побелить. Конечно, Люба делала все сама, где нужна была мужская сила — отец помогал. Игорек с Алешкой росли мальцами смышленными, работящими. Всегда помогали мамке управляться и с огородом, и с небольшим хозяйством.
Однажды Люба Камшилова обратилась за помощью к сварщику Жене Сережечкину, котел отопления потек. Знала, что не откажет, ведь подруги поговаривали, что заглядывается он на нее, хотя разница в возрасте была 10 лет. Евгений был старше.
— И действительно не отказал, — продолжает свой рассказ Любовь Афанасьевна. — Все сделал. Потом еще попросила и еще. Дом не новый был. А он всегда помогал. Ну, вот так и стали с ним общаться.
Вскоре Люба и Евгений приняли решение вести совместное хозяйство. Авось получится. Поход в сельсовет, чтобы узаконить свои отношения, отложили на потом. Вскоре в новой семье появился еще один сын Афанасий, а через год Андрейка. Евгений продолжал работать в колхозе. Иногда помогал соседям, руки у него были золотые. Люба вела домашние дела.
— Тогда на селе без коровы и поросят было никак, — вспоминает она, — и кур держали, и гусей. Это сейчас дети мне не разрешают корову держать. Берегут мое здоровье. Пастбище далеко, переживают, что не дойду. И уток не могу завести, лебеди, которые поселились на озере, что рядом с домом, выживают всех.
— Дети заботливые. А раньше каково было с ними?
— Бывало по-всякому, — смеется Любовь Афанасьевна. — Через два года после рождения Андрейки у нас в семье появилась первая дочка — Леночка.
Тогда Любовь Камшилова (до ЗАГСА с Евгением они на тот момент так и не дошли — прим.ред.) была награждена медалью «Материнства» второй степени. А вскоре появился повод получить и медаль первой степени. В семье Камшиловых-Сережечкиных появился на свет шестой ребенок. Мальчика назвали Дмитрием. И как тут не вспомнить народную мудрость, что счастлива та семья, где раздается детский смех, а вдвое счастливы те, у кого детей много.
Люба и Женя работали в колхозе, дети подрастали и уже старшие помогали родителям по хозяйству, а средние нянчились с младшими. В стране аршинными шагами шагала перестройка. В колхозе начались непонятные перемены. Перебои с заработной платой. Страна медленно катилась в пропасть. Именно в этот период Люба родила еще одного сына, Николая. «И ведь не боялась», — скажете вы, мои читатели. А чего было бояться, когда рядом любящий муж и дружная семья. Только когда в 1992 году Люба родила Жене еще одну дочь Анну, они решили подать заявление в ЗАГС. И уже в законном браке родила третью девочку — Марию. Так и жила бы большая семья Камшиловых-Сережечкиных вместе долго и счастливо.
Старшие сыновья уже давно окончили школу и училище. Отслужили в армии, жили и работали в совхозе, когда по стране понеслась волна дикой приватизации и развала агропромышленного комплекса. Вскоре муж Любови Афанасьевны остался без работы. Перебивался подработками. Кому забор или калитку сварит, кому котел и отопление починит. А добродушные селяне норовили рассчитаться не рублем, а жидкой валютой. Евгений все чаще и чаще стал приходить домой пьяный.
— Пока мама была на работе за ним старшие присматривали, чтобы не набедокурил, — вспоминает Анна одна из дочерей Любови Афанасьевны.
Жили в основном теперь натуральным хозяйством. Сажали огород, держали коров, свиней и домашнюю птицу.
— Тяжело было с такой оравой детей, когда еще и муж не помогает? — спрашиваю у собеседницы.
— Да нет. Дети мне помогали по хозяйству и на огороде. Никогда не пойдут играть на улицу, пока все дела не переделают. Да между собой жили дружно. Старшие выросли, у них уже были свои семьи. Да и родители мои жили напротив. Так что ребятки всегда были под присмотром. Хотя было всякое, — смеется Любовь Афанасьевна. — Бывало, поставлю в обед большую кастрюлю мелкой картошки, чтобы вечером поросят накормить. Прихожу домой после работы, полный дом детворы. И свои дети, и соседские, а кастрюля пустая. Все съели. Приходилось срочно разводить огонь и готовить.
— Конечно, мы были бедовые, — в разговор вступает младшая Мария, — мама раньше по линии собеса получала подарки к Новому году для нас. И прятала их в диване у бабушки. Так вот мы с Аней ходили к бабушке и по одной конфетке таскали из всех подарков. А раз там была сгущенка. Так мы дырочку гвоздиком сделали и выпили, а баночку обратно поставили. Стыдно сейчас как за это.
Все дети Любови Афанасьевны окончили школу в поселке Михайлово. По рассказам учителей всегда были опрятные, ухоженные. Все отучились в учебных заведениях. Младшая Мария Черняховский педагогический колледж окончила с красным дипломом, сейчас работает в сельском Доме культуры и заочно учится в институте. Андрея в 2005 призвали в армию. Попал он служить на черноморский флот, да там и остался по контракту.
— Один раз всего приезжал, — говорит Любовь Афанасьевна, — и я к нему в гости недавно съездила. Но звонит очень часто.
Дружная семья Камшиловых-Сережечкиных все праздники справляют вместе. Собираются в доме у мамы. Собираются не только дети, но и внуки их у Любови Афанасьевны десять и одна правнучка. А что еще для материнского счастья надо, когда дети рядом и все живы, здоровы и любят ее.
Беседовал Сергей Каюков
Фото из архива Л. Сережечкиной, 1997 и 2019 годы.
P. S. Жизненную историю своей мамы Любы мне рассказала ее дочь. Сколько же было любви в ее словах к своей маме. Уважаемые читатели, несмотря на то, что День матери всего раз в году, вы тоже можете присылать нам истории о своих матерях, которые мы опубликуем. Ведь не важно когда праздник, важно сейчас сказать мамам, что мы их любим.
Другие новости по теме




Гости из вашей страны не могут оставлять комментарии на сайте. Авторизируйтесь или пройдите регистрацию.