Главная / Новости / Общество / Отголосок юношеской мечты

Отголосок юношеской мечты

31 декабря 2021, 14:16

Более 30 лет ансамблем народных инструментов преподавателей «Карусель» руководит Заслуженный работник культуры, Почетный гражданин города Гусева Александр Данаускас. Музыкант высочайшего уровня, он по достоинству ценит своих коллег по ансамблю и о каждом отзывается тепло и уважительно. А об одной своей коллеге он говорит так: «Это просто наша палочка-выручалочка». Так ласково Александр Данаускас называет аккордеонистку Оксану Разумную.

Оксана Разумная — не только преподаватель по классу аккордеона и баяна, но и заведующая отделением оркестровых инструментов Гусевской ДШИ. Под ее руководством в школе существует ансамбль баянистов, аккордеонистов «Аккорд». Этот творческий коллектив и солисты класса являются многократными лауреатами и дипломантами областных и международных конкурсов исполнителей на народных инструментах.

Коллеги по школе и родители воспитанников отмечают, что Оксана Разумная всю душу вкладывает в своих учеников. Каждого старается увлечь, подобрать индивидуальную программу, уделить достаточно времени и внимания, найти общий язык. Поэтому неудивительно, что воспитанники очень тепло относятся к ней, а некоторые даже пошли по ее стопам и поступили в Калининградский музыкальный колледж. Но педагогической деятельности отдано не все ее рабочее время, ведь с 2018 года Оксана Разумная вошла в состав ансамбля «Карусель». Однако, обо всем по порядку.

«Наша семья жила в Калининграде. Ближайшей нашей соседкой была учительница музыкальной школы по классу аккордеона Леонора Шаболовская, — вспоминает Оксана Разумная. — Мне нравилось слушать, как она играет. Учась в третьем классе, я решила записаться в музыкальную школу. Набор уже был закончен. Однако, после прослушивания меня взяли на аккордеон. В тот день, когда моя мама пришла с работы, я сказала, что поступила в музыкальную школу и теперь мне нужно купить аккордеон. От удивления мама не могла найти слов. Но, раз уж я так захотела учиться музыке, аккордеон мне купили.

Моей учительницей стала наша соседка, с легкой руки которой я и пришла в музыку. Как у всех детей, у меня бывали моменты, когда мне ну вот совсем не хотелось заниматься. Учительница моя была очень добросердечным человеком, она никогда меня не ругала. Но мне самой было совестно прийти к ней на урок не подготовившись. Учиться мне нравилось. Правда, однажды я собралась бросить музыкальную школу. Это было в выпускном классе, всего за несколько месяцев до окончания учебы. Тогда у меня очень много времени и сил требовала подготовка к экзаменам в общеобразовательной и в музыкальной школе. Вот я и надумала «музыкалку» бросить. Однако, совместными усилиями мама, преподавательница специальности и даже моя старшая сестра уговорили меня не делать такой глупости. И, несмотря на все мои тревоги и переживания, музыкальную школу я все-таки успешно окончила».

Еще в самом начале учебы в музыкальной школе, когда преподавательница специальности как-то похвалила Оксану за хорошо выученный урок, девочка сказала: «Я тоже стану учителем музыки». И ни разу ее не посетила мысль избрать для себя другую профессию. Окончив восемь классов общеобразовательной школы и завершив обучение в музыкальной, Оксана приняла решение поступать в Калининградское музыкальное училище. Директор общеобразовательной школы даже вызывала маму девочки и уговаривала: «Ну какое музучилище?! У Вашей дочери прекрасно идут точные науки, ей же прямая дорога на физмат! Пусть идет в 9-10 класс». Однако, выслушав эти заверения, мама, тем не менее, поддержала выбор дочери.

Период учебы в музыкальном училище сама Оксана Разумная называет своим «золотым временем». Кроме специальности у нее был общий курс фортепиано, а также ознакомительные курсы домры и балалайки. Конечно, основное внимание уделялось специальности. Девушка без устали оттачивала свое мастерство игры на аккордеоне. Ее успехи так впечатлили преподавателя специальности, что он убедил ее маму купить Оксане концертный аккордеон. Новый инструмент был создан словно специально для нее. С тех пор учеба так ее увлекла, что в училище она приходила еще до начала пар, а после окончания учебных предметов задерживалась допоздна, чтобы лишний раз позаниматься.

Кстати, именно в тот период судьба впервые свела вместе трех будущих «карусельщиков»: в училище Оксана Разумная училась в то же время, что и Михаил, и Алиса Крепишковы. Близко знакомы они не были, но с Михаилом (который был двумя курсами ее старше) Оксана даже вместе играла в ученическом оркестре.

Одним из ярчайших эпизодов того времени для Оксаны Разумной стал конкурс исполнительского мастерства среди студентов Северо-Западной зоны, проходивший в Петрозаводске.

«В то время конкурсов было гораздо меньше, чем сейчас, поэтому каждое такое мероприятие само по себе было событием, — рассказывает Оксана Разумная. — От нашего училища нас поехало пять человек. Я была на третьем курсе и это было мое первое подобное мероприятие. Меня впечатляло все — здание, в котором проходил конкурс, огромное количество исполнителей, уровень их мастерства, и, конечно, мэтры консерватории Санкт-Петербурга в составе жюри. Имена членов жюри были нам всем хорошо знакомы — по их научным трудам мы учились. И вот, мне предстоит перед ними выступить!

Когда я зашла в конкурсный зал, члены жюри что-то обсуждали, шуршали какими-то бумагами. В моем произведении было весьма внушительное и довольно громкое вступление. И когда я заиграла, краем глаза я увидела, что все судьи сразу умолкли, а их взгляды обратились ко мне. С этого момента я полностью ушла в себя и отыграла программу на одном дыхании. И какой восторг я испытала, когда при оглашении результатов оказалось, что я заняла в конкурсе второе место, а первое не было присуждено никому!»

Оксана окончила училище с красным дипломом, и по существовавшему тогда еще распределению была направлена в Черняховскую музыкальную школу. Вот таким образом молодой специалист перебралась жить в Черняховск и приступила к работе.

Спустя три года Оксана уволилась и попыталась устроиться в Калининграде. Но как раз в то время в стране начался постперестроечный кризис. С работой было очень сложно. И вдруг Оксане позвонила подруга из Черняховска и предложила место в отделе культуры черняховской администрации. Оксана вновь вернулась в Черняховск, да так там и осталась. Позже именно в этом городе девушка встретила свою судьбу и вышла замуж.

Чтобы повысить свою квалификацию Оксана Разумная поступила на заочное отделение культурологии Государственного института культуры Санкт-Петербурга. Учеба в этом ВУЗе была очень интересной. Лекции по режиссуре и сценарному мастерству студентам читали признанные питерские мэтры.

После завершения учебы Оксана Разумная перешла в Черняховский педагогический колледж. Там она успешно совмещала и работу концертмейстера, и преподавание аккордеона и даже некоторое время играла в составе оркестра народных инструментов. Почти полтора десятка лет посвятила она работе в колледже. Но музыкальное отделение закрыли. Многие педагоги остались не у дел. Затронуло это и Оксану Разумную. Пару лет она работала в других сферах, но все-таки это была не та работа, которой просила душа. Ей хотелось вновь преподавать музыку.

И, как-то в начале лета ей предложили место преподавателя баяна и аккордеона в Гусевской ДШИ. И она согласилась. Вот так в 2005 году в нашей школе искусств появилась новая учительница-аккордеонистка. И осенью к ней на уроки стали приходить не только юные аккордеонисты, но и баянисты.

«Мне нравится работать в Гусеве, — поделилась наставница аккордеонистов. — За столько лет работы эта школа стала мне по-настоящему родной. Здесь мои ученики и хороший, сильный педагогический коллектив. Здесь созданы все условия для работы. Но больше всего мне нравится то, насколько правильно в школе расставляются приоритеты. Здесь все нацелено на то, чтобы максимально раскрыть творческие возможности каждого ребенка и развить его дарование. Конечно, далеко не каждый наш воспитанник станет выдающимся музыкантом, но зато каждому из них мы можем дать не только определенные навыки, но и более гармоничное развитие, повысить уровень его культуры, привить любовь к искусству и воспитать чувство прекрасного. И это дорогого стоит.

А еще в Гусевской Детской школе искусств есть замечательный ансамбль народных инструментов преподавателей «Карусель», в котором я играю. И это — словно отголосок еще одной моей юношеской мечты. Еще во время учебы в училище мне хотелось стать не только преподавателем, но и играть в ансамбле. Но тогда такой возможности не было, а позже эта мысль как-то отошла на второй план. И когда Александр Данаускас предложил мне заменить в «Карусели» баяниста, я сразу же согласилась.

Правда, я не была уверена, что у меня все получится. Ансамбль тогда готовился к выступлению в Литве и за месяц мне нужно было освоить всю концертную программу и сыграться с остальным коллективом. Но все получилось. Аранжировки Александра Данаускаса написаны так гениально, что музыкантам работать с ними очень легко, и поэтому вскоре я вполне освоилась со своими партиями. А с другими артистами ансамбля мы сыгрались довольно быстро — и, в этом, я считаю, в полной мере проявился их исполнительский профессионализм. Где-то они приноравливались ко мне, где-то поддерживали, помогали. И с тех пор, меня регулярно заряжают позитивным настроем «карусельные» репетиции, и дарят хорошее настроение наши выступления, когда я чувствую, как тепло нас принимают слушатели. Так что теперь я немножечко горжусь, что я не только педагог, но еще и артистка ансамбля!»

Лиана Петрова
«За доблестный труд»

862 просмотра
4 голоса
Другие новости по теме
«И мастерство, и вдохновенье…»«И мастерство, и вдохновенье…»«А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?»«А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?»От «ярмарки» до «карусели»От «ярмарки» до «карусели»Это - наш мир.  К 55-летию образования Гусевской ДШИЭто - наш мир. К 55-летию образования Гусевской ДШИ
Оставить комментарий
Ремонт телевизоров Ремонт телевизоров