Магазин «Двери» на Красноармейской Магазин «Двери» на Красноармейской
Главная / Новости / Общество / В ДЮЦ состоялась премьера спектакля «Все зависит от нас самих»

В ДЮЦ состоялась премьера спектакля «Все зависит от нас самих»

10 февраля 2022, 14:58

Кто-то из великих сказал: «Театр начинается с вешалки». Но вот лично для меня театр начинается… с билета. С того самого момента, как театральный билет оказывается в моих руках, и начинается для меня предвкушение чуда. Вот и в этот раз, получив билет-приглашение на премьеру нового спектакля арт-студии «Ступени», меня целиком и полностью захватило то самое «театральное» предвкушение. Ожидание чего-то нового, интересного и необычного. И, надо сказать, мои ожидания меня не обманули.

22 января в Гусевском Детско-юношеском центре состоялась премьера спектакля «Все зависит от нас самих» арт-студии «Ступени». Напомним нашим читателям, что руководителем этой творческой студии является педагог дополнительного образования, заместитель директора ДЮЦа по учебно-воспитательной работе Наталья Гриб. Она же и пишет сценарии для постановок.

О том, как появился сценарий для спектакля «Все зависит от нас самих» и о чем, собственно, этот спектакль, Наталья рассказывает так: «На создание этого сценария меня подвиг один человек — Виктор Жустарев. Его я увидела в декабре прошлого года на отборочном туре II Межрегионального вокального конкурса-фестиваля для детей с ограниченными возможностями здоровья „Янтарная нота приглашает гостей“. Я увидела выступление Виктора, да так и не смогла его забыть. У меня появилась идея написать сценарий именно под этого человека. И когда я спросила ребят нашей студии: „А давайте, поставим спектакль и пригласим Витю принять в нем участие?“ Все они дружно ответили: „Да, не вопрос! Давайте“. Хотя, на самом деле — это был тот еще вопрос… Причем, не один.

Витя — подросток с ограниченными возможностями здоровья. Передвигается он на инвалидной коляске. А живет Витя в Озерске. Сами представляете, как это непросто для него — приехать к нам в город на спектакль. А ведь должны быть еще и репетиции… Захочет ли парень? Согласится ли? Сможет ли приехать? Однако, все эти вопросы благополучно разрешились. Мы связались с Витей — и он согласился играть в нашем спектакле. А его мама Елена Жустарева пообещала, что решит вопрос с поездками в наш город.

Буквально за две недели был написан сценарий, и началась работа над постановкой. Надо сказать, что в основном мы репетировали без Вити. А он репетировал самостоятельно, у себя дома. Конечно, меня это очень беспокоило. Я волновалась, справится ли он. Ведь его роль включает не только тексты диалогов, но и песню в его исполнении! Но когда я поделилась этими мыслями с его педагогом по вокалу Ириной Завьяловой (город Озерск), она мне сказала: не волнуйтесь. Витя уже все выучил. Он готов». Я удивилась, но эти слова меня очень успокоили.

Однако, был для меня еще один волнительный момент: как наши ребята встретятся с Витей, найдут ли точки соприкосновения? Ведь подростки — они такие непростые: иногда колючие, иногда непонимающие, иногда закрытые, иногда с такими непростыми характерами и настроениями. Однако, Витя настолько добрый и светлый человек, что, едва познакомившись, ребята смогли общаться с ним так, как будто они — уже давние друзья. И наверное, вот это единение, это ощущение дружеского плеча рядом и помогло нам в работе над нашим таким непростым спектаклем с такой достаточно тяжелой темой.

Предыстория спектакля такова: в силу обстоятельств, случившейся автомобильной аварии, один мальчик утратил здоровье. А осознав, что теперь он — человек с ограниченными возможностями, он закрылся ото всех, и даже разорвал отношения с девочкой, с которой дружил с самого детства. И вот о том, как происходило восстановление этих дружеских отношений, о том, как молодые люди преодолевали препятствия — наша постановка».

В самом начале спектакля юные актеры заметно волновались. Но вскоре ребята освоились и присутствие зрителей перестало их смущать…

И вот он, обычный день. И на совершенно обычном перекрестке, обычные люди переходят дорогу, когда внезапно раздается визг тормозов, и ситуация перестает быть обычной. С этого момента театральная сцена исчезла полностью. Исчезли актеры. А зрители, словно перестав ощущать себя, затаив дыхание, наблюдали со стороны просто жизнь. Такую, как она есть. Неприукрашенную. Временами жестокую. С бременем боли. С грузом вины. С безысходностью отчаяния. С надеждой безнадежья.

Та девушка, которая волей судьбы осталась невредимой на том самом перекрестке, бежит и стучит в закрытую дверь, заглядывает в зашторенные окна, звонит по телефону, который не отвечает. Но каждый раз, снова и снова — закрытая дверь. И снова — зашторенные окна. И снова — молчащий телефон. Но девушка снова и снова приходит, стучит, звонит и, срывая голос, кричит от нестерпимой душевной боли, женщине, открывшей наконец дверь: «Пустите меня к Вите! Где ваша человечность?!» В ее крике — и отчаяние, и боль, и осуждение, но… «Человечность?» — только и отвечает женщина. Отвечает вроде бы спокойно. На гневную тираду девушки — только одним словом. Но в этом слове, произнесенном с неожиданной силой, столько непредставимой внутренней боли. Боли матери за своего сына, который в силу трагической случайности стал инвалидом. Как матери пережить такое? Как помочь своему ребенку? Как выдержать эту боль за него?.. А ведь она должна, она просто обязана все это выдержать и быть сильной. Ведь сейчас она — поддержка для сына!

Девушка вновь отступает, изнемогая от боли за друга. А он…неужели ему все равно? Нет, конечно. Один эпизод трагически изменил всю его жизнь. И ничего не исправить, не изменить. Однако, по ходу действия, зрители понимают, что парень отгородился от мира и от друзей вовсе не потому, что кого-то в чем-то винит. А потому, что он осознает, что теперь он — человек с ограниченными возможностями здоровья, и он не хочет быть в тягость друзьям. Он не хочет рушить мир друзей. Он не хочет быть для них обузой. «Без меня друзьям будет лучше», — считает он. Поэтому — закрытая наглухо дверь, поэтому — задернутые плотно шторы, поэтому — молчащий телефон. И поэтому его крик из самого сердца: «Мама, скажи ей, пусть уходит!»

И вот она — та точка невозврата, когда мы, взрослые, бывает, отступаем, пасуя перед человеческой болью, не в силах помочь или предложить утешение. Отступаем, в силу сочувствия и понимания. Но подростки… они не хотят понимать и разрывают шаблоны. Они хотят вернуть друга и быть с ним.

Подростки… такие разные. Самоуверенные и растерянные. Развязные и зажатые. Непонимающие и чуткие. Жестокие и сострадающие. Но все они уверены в том, что все зависит от них самих!.. И они продолжают стучать в закрытую дверь и звонить на молчащий телефон. Кричать тому, кто не хочет слышать и объяснять тому, кто не хочет даже разговаривать с ними. Испытывая боль за друга, они становятся такими жестокими, что оказываются в состоянии даже сказать ему правду: «Да, ты — такой. Но мы — мы не виноваты в том, что случилось. И ты в этом не виноват. Но ты неправ в том, что делаешь нам больно, перечеркивая нашу дружбу и отталкивая все наши попытки наладить с тобой отношения! Да, мы не совершенны: где-то предвзяты, где-то резки и самоуверенны. Мы — такие. Ты — другой. Но ты — такой другой, нам нужен. Мы такого тебя — любим! И мы хотим быть вместе с тобой!»

Точка невозврата пройдена. Сколько мужества надо, чтобы сказать жестокую правду. И сколько же силы и любви должно быть в том самом парне, чтобы эту правду принять. Принять и не обозлиться на ребят, а наоборот, сделать шаг им навстречу. Этот парень — смог! Одному небу известно, чего ему стоило вновь принять себя и своих друзей. Но он это сделал…

Вот такую историю, вот такой неимоверно тяжелый, но неизмеримо важный урок жизни преподнесли зрителям юные актеры арт-студии «Ступени».

Одну из главных ролей — юноши-колясочника исполнил озерчанин Виктор Жустарев. Витя — действительно человек с ограниченными возможностями здоровья, но зато с неограниченной добротой и подлинным талантом! Как отметила руководитель арт-студии, а также сценарист и режиссер-постановщик в одном лице Наталья Гриб, именно спокойствие Вити, его уверенность, доброжелательность и сердечность помогли ребятам успешно справиться с такой непростой темой. В спектакле Витя очень проникновенно исполнил песню «Корабли», в которой зрители услышали и всю душевную боль, и горечь одиночества, и готовность страдать одному, не причиняя боли друзьям. Но в то же время, вложил исполнитель в песню и надежду. Пусть робкую и неверную, пусть призрачную, но такую необходимую: «Корабли уходят, чтоб вернуться»!

Главную героиню спектакля — Милу, подругу детства Виктора, сыграла Алиса Балуева. Этой девушке удалось так вжиться в роль, что зрители почти физически ощущали ее боль за своего друга. Растерянность, непонимание, боль и отчаяние читались в ее глазах. Готовность идти до конца ощущалась в том, как она раз за разом стучалась в заветную дверь. И боль, настоящая боль чувствовалась в те моменты, когда она, вновь отверженная, отходила от запертой двери и зашторенных окон.

С одной из самых непростых ролей успешно справился Александр Буевич. Он сыграл Дэна — юношу, влюбленного в Милу. Именно ему достался тяжелейший монолог-объяснение. Именно он стал тем человеком, который все-таки «достучался» до Виктора. И актеру в полной мере удалось передать и страх быть непонятым, и злость на то, что по чьей-то вине страдает его любимая девушка, и неколебимую уверенность в том, что так быть не должно! С мужеством отчаяния он открывает Виктору правду: «Ведь в той аварии Мила не виновата! Будь мужиком, не заставляй ее страдать!» Накал монолога был таким, что зрители просто затаили дыхание. А паузы… паузы словно звенели болью.

С эпизодической ролью мамы Виктора, на мой взгляд, блестяще справилась Анастасия Терехова. Всего лишь фрагмент. Всего лишь пара предложений. Всего лишь одно слово. Но интонация!.. Как смогла эта юная девушка вложить столько душевной боли в одно только слово: «Человечность?!» — лично для меня осталось загадкой. Но в данном случае я действительно увидела перед собой мать, испытывающую невероятную боль за своего сына.

Резкой и жесткой предстала сестра Виктора Юлька в исполнении Софии Мыльниковой. Актриса хорошо передала то, как сильно переживает сестра за брата, и то, что она сама просто не знает, что ему сказать, как помочь, как вытащить его из этой жуткой и безнадежной депрессии. Именно отсюда — ее злость и резкость. Но отсюда же — радость, когда Витя, наконец-то присоединился к друзьям.

Второстепенные роли пешеходов, подружек и самоуверенного лидера молодежной компании исполнили другие актеры арт-студии: Арина Иванчатенко, Анна Сиротина, Виктория Лесникова, Софья Панкова, Кира Спицкая и Никита Башкиров.

Художником-оформителем спектакля выступила Софья Панкова. Звукооператор — Никита Ган. Со своими задачами ребята справились на «отлично» все было в меру и во время.

Игру юных актеров высоко оценила их старшая коллега — актриса «Музейного театра города Гу…» Вероника Мыльникова: «Меня очень порадовало то, что ребята не играли, а по-настоящему проживали эту непростую историю. Они сумели прочувствовать своих героев и передать их переживания зрителю. Именно благодаря этому, мы, зрители, тоже прожили вместе с героями каждый момент, каждый эпизод этой непростой жизни. И по накалу страстей — это нам, взрослым, хороший урок. Урок как не останавливаться перед препятствиями, как идти вперед и как верить в то, что „Все зависит от нас самих“! Наверное, это — самая главная заслуга этих ребят».

Отметила спектакль и юных актеров, принявших в нем участие, и директор комплексного Центра социального обслуживания населения Любовь Грушко: «Вообще тема очень сложная. Как человек, который близко знаком с жизнью и реальностью людей с ограниченными возможностями здоровья, с теми проблемами, с которыми они сталкиваются, я смотрела и понимала — а ведь действительно, многое так и есть. Мы зацикливаемся на чем-то одном и перестаем обращать внимание на другое. А вот сейчас вы, ребята, своей игрой показали всем нам, что на некоторые вещи надо смотреть шире, под другим углом. И тогда мы сможем увидеть те выходы, тот потенциал, который не заметили в самом начале. Вот эта мысль которой пронизан ваш спектакль: „Мы все разные, но мы равные“ — она, на самом деле, дорогого стоит. И я удивляюсь и радуюсь вашей сердечности и вашей мудрости».

…Чуть менее года назад мне довелось впервые побывать на спектакле арт-студии «Ступени». Тогда для постановки руководитель этого творческого объединения Наталья Гриб и ее подопечные выбрали вечную и непростую тему отцов и детей. Уже тогда меня поразила смелость и откровенность ребят. Смелость — взяться за очень непростую тему, и откровенно сказать о самом сложном, о самом наболевшем. Конечно, глубина выбранной тематики — это во многом заслуга сценариста. Но так честно изобразить непростые переживания, так передать сомнения подростка и боль осознавшего свою ошибку родителя — это, без сомнения, заслуга актеров.

Когда я узнала, что в своем новом спектакле «Все зависит от нас самих» арт-студия «Ступени» решила затронуть тему людей с ограниченными возможностями здоровья, и более того — одну из центральных ролей играет именно такой человек, меня посетили противоречивые чувства. С одной стороны, тема, безусловно, важная и нужная. Но с другой стороны — тема эта очень непростая, и я переживала, не окажется ли она чисто формальной для сценария и непосильной для актеров-подростков. Однако, оказалось, что мои волнения были напрасны.

Сценарий Натальи Гриб оказался по-настоящему глубоким, затрагивающим чувства всех и каждого. Продуманное до мелочей действие, текст с глубоким смыслом — вот то, что помогло зрителю по-настоящему прочувствовать тему спектакля. Неприукрашенная правда жизни — вот что предстало перед зрителями. Правда, от которой нельзя отмахнуться, с которой приходится жить. А вот то, как с ней жить, показали ребята-актеры. Каждый из центральных персонажей по-настоящему прожил свою роль. И нам, зрителям, посчастливилось увидеть настоящее актерское мастерство, несмотря на то, что на сцене были обычные подростки. Да, именно — обычные подростки, которые сумели так вжиться в свои роли, что, наверное, даже великий Станиславский сказал бы: «Верю!»

Лиана Петрова
«За доблестный труд»

Другие новости по теме
«Семейные истории о войне»: Рубченко Иван Иванович«Семейные истории о войне»: Рубченко Иван ИвановичОтрывок из книги «Пушки заговорили», где рассказывается о боях под ГумбинненомОтрывок из книги «Пушки заговорили», где рассказывается о боях под Гумбинненом«И мастерство, и вдохновенье…»«И мастерство, и вдохновенье…»«Семейные истории о войне»: Ширикова (Секаева) Раиса Григорьевна«Семейные истории о войне»: Ширикова (Секаева) Раиса Григорьевна
Оставить комментарий
Ветеринарный кабинет «Айболит» Ветеринарный кабинет «Айболит»