Сортировка и тотальный учёт: как устроен полигон ТБО в Жаворонково

Полигон отходов ТБО вблизи поселка Жаворонково Гусевского округа с лета этого года станет главным местом утилизации отходов. Сейчас там находится самый крупный в области сортировочный комплекс, который принадлежит акционерному обществу «Утилизация мусора», возглавляемому Алексеем Ольховским. Он рассказал «Новому Калининграду», в какой зависимости от погоды находится объём полезных фракций, получаемых во время сортировки; куда попадают отобранные пластик, макулатура и металл; а также как изменились цены на вторсырьё после закрытия границ.
Изначально в Жаворонково должны были поступать отходы только из четырёх ближайших муниципалитетов (Гусевского, Озёрского, Нестеровского и Черняховского). Из-за сокращения числа действующих полигонов до трёх на восток поехал мусор из Калининграда, а также из южных районов (Багратионовского и Правдинского).
«В прошлом году у нас был период, когда мы были единственным полигоном в области. В течение четырёх месяцев мы принимали все отходы. В этом году продолжили», — рассказал Алексей Ольховский.
Наёмный менеджер работает в Жаворонково только с 2023 года, однако он имеет представление о том, с какими проблемами региональные переработчики столкнулись в 2022 году, когда из-за санкций закрылась возможность вывозить груз за границу.
В начале экскурсии по своему предприятию он объяснил, как организован въезд на полигон. В первую очередь мусоровоз должен пройти через рамки с оборудованием, замеряющим уровень радиации. Если допустимые показатели превышены, грузовик разворачивают. Алексей Ольховский уверяет, что за всё время использования рамки подавали тревожный сигнал лишь однажды.
«К нам пару раз заезжали наёмные экскаваторы, которые фонили. Мы их просто возвращали назад», — говорит он.
После первого обследования грузовик заезжает на весовой контроль, оборудование на котором не так давно было обновлено (теперь весы могут принимать машины весом до 80 тонн). Здесь диспетчер фиксирует вес брутто, а водитель оформляет соответствующие документы.
Маршрутов у мусора из грузовика всего два: либо на площадку для временного накопления, либо под навес сортировочного комплекса. Городские мусоровозы, как правило, едут по второму адресу.
Гендиректор полигона рассказал, что в грузовиках, которые приезжают в Гусевский район с калининградских станций перегрузки, как правило, нет металла. Более того, пролежавшие несколько дней отходы «сильнее спрессованы, сильнее пахнут, и их сложнее сортировать». Он пояснил, что жесть, алюминий и другие виды металлов — это, действительно, самое ценное вторсырьё. Тем не менее из сортировки выходит примерно 12 различных фракций, в которые, кроме металлов, входят ПЭТ, картон, плёнка, тетрапак и прочее вторсырьё.
После того, как отходы выгружаются на площадку сортировочного комплекса, которая спрятана под навесом, в дело вступает кранно-манипуляторная установка, хватающая отходы стальной лапой. Она кладёт отходы на ленту конвейера, которая въезжает в просторный цех. В самом начале ленты мусор попадает в специальный аппарат, который разрывает пакеты и вытряхивает мусор на ленту. Вдоль ленты стоит около десятка сотрудников, каждый из которых вручную выбирает свою фракцию — пакеты, металл, пластик и т. п. В конце конвейера установлена магнитная установка, «цепляющая» на себя изделия из металла, которые «пропустили» сортировщики. Остальное идет в «хвосты».
Какого вторсырья на выходе получается больше всего, на предприятии не считают. По этому поводу Ольховский шутит, что его комплекс «не очень клиентоориентирован».
Картон обычно отгружают большими фурами, а за пластиком и алюминием, по словам Ольховского, приезжают машины поменьше. Не так давно на фоне незначительной просадки по клиентам на комплексе запустили новый эксперимент для увеличения производительности — стали комплектовать партии ВМР-микс (вторичные материальные ресурсы миксованные — прим. «Нового Калининграда»), которые впоследствии передаются на досортировку предприятию «Олимп-Дизайн» Святослава Лавриненко, возглавляющего также «Региональный союз переработчиков».
У предприятия есть планы по модернизации и увеличению объёмов сортировки. Ольховский уверяет, что на текущий момент «Утилизация мусора» намерена выйти на торги по проектированию нового сортировочного комплекса мощностью 100 тысяч тонн с площадкой компостирования на 35 тысяч тонн. Пока готовится техническое задание, и собственники полигона ещё не определились, будут они строить новый комплекс на месте разворотной площадки или модернизировать имеющийся.
Параллельно с этим региональное правительство собирается заложить в Жаворонково новый полигон вместимостью 1 225 000 тонн отходов (это только первая карта из четырех аналогичной вместимости). Область, по словам Ольховского, готова помогать в реализации этих планов. В частности, за счёт бюджета строятся площадки для временного накопления, разворотные площадки и новые карты захоронения.
Первый полигон сегодня заполнен и изолирован. Сейчас там собираются проводить эксперимент с применением биологических добавок, чтобы уменьшить запах и снизить жёсткость фильтрата, который выходит с полигона. «Поэтому верхнюю часть мы пока не засыпаем, чтобы можно было опрыскать отходы живыми бактериями. Затем мы полностью всё изолируем и начнём разрабатывать проектную документацию по рекультивации», — добавил предприниматель.
Ольховский также предположил, что полигоны отходов, расположенные в регионе, могут стать альтернативными источниками энергии.
Назвал Алексей Ольховский и ряд проблем. Одной из них он считает утилизацию автомобильных покрышек. На текущий момент предприятие вынуждено за них платить. Дело в том, что утилизировать их вместе с бытовыми отходами полигон не может, а для того, чтобы копить этот вид отходов вечно, нет свободных площадей. Субсидии на утилизацию покрышек, как уверяет предприниматель, регион пока не выделяет.
Ещё одна беда полигонов отходов, о которой хорошо знают в регионе, — пожары. В частности, в 2023 году не раз сообщалось о возгораниях на полигоне «Радуга» под Гвардейском и в посёлке Круглово. Алексей Ольховский предположил, что в последнее время причиной возгораний стали вейпы, которые выбрасывают в мусорное ведро вместо того, чтобы сдавать на утилизацию.
Так как работа на полигоне не самая почётная и перспективная, предприятие в Жаворонково ощущает кадровый голод. Сегодня штат комплекса около 90 человек, однако работает на нём всего 65 сотрудников.
Проверки в Жаворонково, по его словам, проходят регулярно, и проводят их регоператор ЕСОО, минприроды, Росприроднадзор, природоохранная прокуратура, полиция, ОБЭП, ФСБ и другие структуры. Ольховский говорит, что бывают и жалобы со стороны «ангажированных», по его мнению, активистов, желающих «расшатать систему». Он уверяет, что его сотрудники получали звонки «с предложением написать какое-нибудь обращение по поводу запахов».
С проблемой разлёта мусора по прилегающим территориям (с этим сталкиваются на всех калининградских полигонах) в Жаворонково борются при помощи сеток-уловителей, однако во время штормов они не справляются с нагрузкой и даже падают из-за увеличения парусности.
Заполнение полигона, по его словам, происходит очень быстро. С лета этого года процесс ускорится многократно из-за закрытия свалки в Круглово. «Вот эти две площадки будут исчерпаны уже в этом году, потому что с середины лета к нам развернётся поток из-за окончательного закрытия полигона в Круглово», — говорит предприниматель.
Начальник отдела регулирования обращения с отходами производства и потребления Ольга Кудрявцева подтвердила, что на текущий момент Круглово используется как резервный полигон. «Согласно территориальной схеме, когда он закроется (это, вероятно, произойдёт в июле этого года), весь поток, кроме четырёх муниципальных образований, из которых везут в Барсуковку, будет направлен на Жаворонково, — сообщила она. — Некоторое время в области будут функционировать лишь два полигона, но ближе к 2026 году, как мы рассчитываем, начнёт работать полигон в Корнево, который строится за счёт концессии. Мусоросортировочный комплекс там запустится чуть позже — году к 2027-му. К этому моменту основной поток должен направиться в Корнево, так как он ближе всего к Калининграду и к прибрежным городам».
Полигон в Круглово, по словам Ольги Кудрявцевой, необходимо как можно оперативнее рекультивировать, так как он находится на одном из основных туристических направлений. Рекультивация ожидает и «Радугу» под Гвардейском.
Текст: Иван Марков, фото: Юлия Власова / «Новый Калининград»
Другие новости по теме



