О железнодорожном вокзале Гумбиннена

14 декабря 2018, 13:28
Здание железнодорожного вокзала в Гумбиннене 1938 год.
Вокзал в Гумбиннене был построен в 1860 году, когда начала функционировать железная дорога Кенигсберг-Эйдкунен. В эти времена Пруссия активно развивалась. Идея объединения Германии под главенством Пруссии витала в воздухе еще до назначения Отто Фон Бисмарка министром-председателем прусского правительства.

Правительство Пруссии прекрасно понимало, что железная дорога является одним из важнейших элементов экономического и военного развития. Примером тому послужила Крымская война, где отсутствие сети железных дорог в России стало одной из причин её поражения.


Здание железнодорожного вокзала в Гумбиннене 1920 год.


Здание железнодорожного вокзала в Гумбиннене 1939 год. По всей видимости оно перестраивалось.

Противники, перебрасывая резервы и военные припасы по морю, имели серьёзное логистическое преимущество, нивелировать которое могла бы сеть железных дорог. Прусское правительство и немецкое руководство внимательно следило за ходом этой войны и после его окончания резко усилило развитие железнодорожной инфраструктуры, в результате чего и появилось железная дорога Кенигсберг-Эйдкунен.

Со временем железнодорожное направление Кенигсберг-Эйдкунен стало одной из важнейших магистралей, которое связывало две империи: российскую и германскую. Между государствами существовал серьёзный товарооборот, который был взаимовыгодным.


Здание железнодорожного вокзала в Гумбиннене со стороны путей 1930 год.


Здание железнодорожного вокзала в Гумбиннене со стороны путей 1938 год. По всей видимости оно перестраивалось.

Позднее появилась железнодорожное направление Гумбиннен-Даркемен, которое шло дальше на юг к Российской границе. Хотя железная дорога в этом направлении была построена с военной целью и большого экономического значения не имела, она сделала Гумбиннен крупным транспортным узлом. Эта железная дорога больше развивалась как региональная и имела значение только для населенных пунктов, расположенных на ней.


Ресторан на вокзале в Гумбиннене.

Также ещё существовала железная ветка с направлением Гумбиннен-Тольмингкемен (Чистые пруды)-Гольдап.

Гумбинненский вокзал был передовым для XIX века. Здесь имелись ресторан, зал ожидания, билетные кассы и все необходимые служебные помещения. Также существовало свою депо и водонапорная башня, которые были построены в 1890 и 1907 годах соответственно.


На фотографии за группой санитаров Красного креста видна водонапорная башня железнодорожного вокзала. По всей видимости фотография сделана до 1907 года, так как второй водонапорной башни не видно.

Как и положено, была привокзальная площадь, которая после Великой Отечественной войны была расширена за счёт сноса некоторых строений. В 1970 году на ней был установлен памятный знак в память о штурме Гумбиннена в 1945 году.

Владимир Летягин
1 комментарий