«А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?»

29 ноября 2021, 16:51

Ансамбль народных инструментов преподавателей «Карусель» хорошо известен ценителям русской народной музыки не только в нашем городе, но и далеко за его пределами. Этим артистам благодарные слушатели рукоплескали в Калининграде и Смоленске, в городах Германии и Польши, в Швеции и во Франции. Успех ансамбля — в его самобытности, интересном репертуаре, в сложных, полнозвучных аранжировках. И, конечно же, огромная составляющая этого успеха — в высоком исполнительском искусстве всех его музыкантов.

Об одном из музыкантов — Михаиле Крепишкове, мы и хотим сегодня рассказать. Руководитель ансамбля Александр Данаускас так говорит об этом человеке: «Михаил — музыкант неординарный, постоянно что-то ищущий, придумывающий какие-то новшества. Он умеет играть не только на привычных всем русских народных инструментах, но вообще на всем, что трещит, пищит, стучит, свистит и издает какие-либо звуки. Без преувеличения можно сказать, что Михаил — украшение нашего коллектива».

Михаил Крепишков уроженец Калининграда. Его отец — калининградский композитор, Заслуженный Работник культуры страстно желал, чтобы сын пошел по его стопам. Поэтому музыкальное образование было предопределено Михаилу.

«Когда мне было лет девять, отец настоял, чтобы я пошел учиться в музыкальную школу по классу баяна. Честно сказать, музыка меня не влекла, но родительский авторитет был в нашей семье непререкаем. Нередко у меня бывали периоды, когда заниматься ну вот совсем не хотелось. Особенно летом. Представляете: все мальчишки во дворе в футбол играют, а я должен был сидеть заниматься! Кому же захочется такое? Однако, родители были единодушны и весьма настойчивы во всем, что касалось моей учебы. Иногда меня даже запирали дома, чтобы я не сбегал на улицу, а сидел и занимался. Так я и учился, достаточно ровно дыша к музыке. Но в выпускном классе для меня все как-то неожиданно изменилось. Дело в том, что к нам нередко приезжали с выступлениями выпускники нашей музыкальной школы, очень интересные ребята. Они демонстрировали потрясающую технику владения инструментами и исполняли удивительные, захватывающие вещи. Вот именно тогда меня и зацепило. Захотелось так играть самому, чтобы попробовать сыграть что-нибудь интересное и стоящее. И с этого времени мое отношение к музыке серьезно изменилось».

После окончания школы Михаил решил продолжить музыкальное образование и поступил в калининградское музыкальное училище. Родители не сомневались, что из него получится настоящий музыкант, и поэтому вполне одобрили выбор сына.

Студенческая жизнь открыла Михаилу Крепишкову много нового и интересного. В этот период он увлеченно занимался не только совершенствованием своей игры на баяне, но и, как истинный «народник», освоил еще несколько инструментов, в числе которых была и домра. Учеба, экзамены, репетиции, концерты — студенческая жизнь Михаила была яркой, насыщенной и подарила ему не только новые знания и умения, но и новые интересные знакомства. Одно из таких знакомств — с девушкой Алисой, талантливой студенткой-домристкой, стало для Михаила судьбоносным, ведь позже именно эта девушка стала женой молодого музыканта.

После окончания музыкального училища Михаил был призван на срочную службу в вооруженные силы. Любой музыкант в армии — это находка для командования части. Ведь он может быть и в составе военного оркестра, и в полковой самодеятельности может участвовать. Поэтому на ребят, имеющих профессиональное музыкальное образование отцы-командиры обращают особое внимание: такие парни всегда нарасхват. Однако, Михаил решил не полагаться на случайный выбор судьбы и подал заявку на службу не куда-нибудь, а в Ансамбль песни и пляски дважды Краснознаменного Балтийского флота.

Михаил Крепишков успешно прошел необходимые для каждого участника Ансамбля Балтфлота прослушивание и собеседование. Ансамбль включает три группы: оркестровую, хоровую и хореографическую. Михаил стремился попасть в оркестровую группу. Вот только ансамблю требовался домрист. «Я знал, что место баяниста в ансамбле занято, но есть свободное место домриста, — рассказывает Михаил Крепишков. — Мысль служить в этом ансамбле оставлять не хотелось, и поэтому я решил пойти в него на домру. Этот инструмент я освоил в музыкальном училище, а уже в армии, под руководством одного из мичманов-домристов, я стал учиться более совершенному владению домрой. Но тут вмешался Его Величество Случай: неожиданно для всех баянист ансамбля уехал работать на Север, и я пришел в ансамбль сразу на баян».

В то время Ансамбль песни и пляски Балтфлота имел всесоюзное значение. Этот творческий коллектив много гастролировал не только по всему Советскому Союзу, но и нередко выступал за рубежом. Два года службы пролетели увлекательно и незаметно. После окончания срочной службы Михаил остался работать в этом ансамбле.

«В то время я рассматривал работу в разных ансамблях, куда писал запросы о приеме на работу и отправлял свои документы, — вспоминает Михаил Крепишков. — Мое резюме вызвало заинтересованность и меня пригласили на работу в ансамбль песни и пляски Северной группы войск в городе Свиноусьце (Польша) и в Государственный академический ордена Дружбы народов ансамбль песни и пляски Донских Казаков им. А. Квасова. Предложения были заманчивые, но… не сложилось. В Польше тогда уже начался вывод войск — так какой смысл был срываться из-за одного года?

А вот в Донских Казаках я бы поработал с удовольствием. Но к этому моменту я уже был женатым человеком, решение о переезде надо было принимать сообща. Супруга моя не хотела уезжать из области, она сомневалась, что нам стоит переезжать в другой регион. А вслед за ней и я что-то засомневался: а удастся ли нам устроиться на новом месте? И мы остались здесь».

Еще некоторое время Михаил работал в Ансамбле Балтфлота, а потом грянули те самые «лихие 90-е». Кризис в стране затронул и армию, и в первую очередь его ощутили на себе армейские творческие коллективы: чтобы выжить, им пришлось серьезно сократиться. Для очень и очень многих людей настало время выживать. Коснулось это и Михаила. Вот именно то время, по словам самого музыканта, и сделало из него — из артиста большой сцены, мастера на все руки. Он не привык сидеть без дела и освоил профессии каменщика и плиточника, электрика и сантехника. В дальнейшем это ему очень помогло построить дом своей мечты. Но в то время его крепко держало настоящее, которое было весьма непростым. Рассмотрев многие варианты и все как следует взвесив, Михаил Крепишков отучился в Школе милиции и начал службу в структуре МВД.

Служба в милиции требовала напряжения всех сил и полной самоотдачи. Яркая гастрольная жизнь словно канула в Лету. Однако, с музыкой Михаил не расстался. В тот период отдушиной для него стал калининградский творческий коллектив «Ярмарка».

Спустя некоторое время Крепишковым удалось решить квартирный вопрос в родном для супруги Михаила Гусеве. Михаил перевелся из Калининграда, и семья музыкантов обосновалась в нашем городе. Глава семьи продолжил службу в милиции, а его супруга начала преподавать в Детской школе искусств. Кстати, сам Михаил, хоть и на полставки, тоже подвизался в ДШИ (благо, служба это позволяла). Вот именно тогда, в 1993 году, Михаил и Алиса Крепишковы вошли в состав ансамбля народных инструментов преподавателей «Карусель».

Хорошим подспорьем для «Карусели» оказался материал, который творческая пара Крепишковых привезла из Калининграда. Это был репертуар, наработанный еще в коллективе «Ярмарка», где Михаил играл вместе с супругой. Руководитель гусевской «Карусели» Александр Данаускас, сам находящийся в постоянном творческом поиске, очень тепло отнесся к вновь прибывшим музыкантам, и уделил особенное внимание их творческим предложениям и находкам, которые существенно обогатили репертуар «Карусели».

Во время очередной реформы в структуре МВД подразделение, в котором служил Михаил Крепишков, было переведено в Войска национальной гвардии, где Михаил и продолжил служить. А после завершения службы в структуре ВНГ он полностью посвятил себя творчеству. В свое время коллеги по ДШИ уговорили его поделиться своим богатым творческим опытом с подрастающим поколением нашего города, и сейчас он является преподавателем по классу баяна, аккордеона и гармони. Одновременно с этим Михаил продолжает работать и в «Карусели», вводя в композиции ансамбля разнообразные народные, а подчас и совсем неожиданные «музыкальные инструменты», такие как стиральная доска или пила.

В руках Михаила Крепишкова оживают различные гармони и рожки, колокола и свирели, трещотки и бубен, треугольник и коробочка, к месту приходятся бубенцы и ложки, жалейки и свистульки. А преданные поклонники «Карусели» знают, что этот музыкант способен заставить петь даже обычную пилу! О необычном, порой, выборе своих музыкальных инструментов, вводимых в выступления ансамбля, сам Михаил говорит так:

«На мой взгляд, работать в народном стиле интересней, чем в любом другом. Здесь менее жесткие инструментальные рамки и более свободные границы в плане выбора. В народном коллективе чем больше инструментов покажешь, тем лучше. Вот мы, совместно с коллективом и придумываем, добавляем новые звуки.

Когда начинается работа над какой-либо музыкальной композицией, где просится что-то такое-эдакое, мы встречаемся с руководителем нашего ансамбля Александром Данаускасом. Или он, или я — предлагаем материал и, опираясь на главную тему, начинаем пробовать. Бывает, что долго пробуем, подбираем то одно, то другое. А иногда как-то раз — и сразу, спонтанно получается найти то, что нужно, и начинаем работать. Иногда уже в процессе работы чувствуем, что напрашивается что-то такое, неординарное, какая-то ну совершенно новая краска — вот так и появляются в выступлении «Карусели» то береста, то стиральная доска, то пила, то еще что… Ведь в принципе, играть можно и на водосточной трубе!»

Лиана Петрова
«За доблестный труд»

Комментариев нет. Вы можете быть первым!