«Оружие — в надёжных руках»: репортаж о гусевце — старшем матросе с «Ярослава Мудрого» 

12 декабря 2021, 17:15

За плечами у старшего минёра БЧ-3 СКР «Ярослав Мудрый» старшего матроса контрактной службы Сергея Болотского четыре дальних похода, каждый длительностью более полугода.

Получается, что всего в морях он провёл более 800 суток, или два с половиной года. При этом на флоте Сергей служит семь лет.

По словам заместителя командира СКР «Ярослав Мудрый» по военно-политической работе капитана 3 ранга Александра Семёнова, старший минёр — один из лучших корабельных специалистов, на коих держится экипаж. Опытный и перспективный моряк находится в кадровом резерве к назначению на выше-стоящую должность.

Сам он из Гусева, где окончил агропромышленный колледж по специальности «автомеханик», а в настоящее время учится на 4-м курсе Гусевского политехнического техникума. В новом году предстоит защита диплома.

Сергей сожалеет, что не поступил в техникум раньше: мог бы уже получить и повышение, и очередное воинское звание.

Начинал флотскую службу он в 2014 году на «Беспокойном», который доживал свои дни, и обстановка на неходовом эсминце на молодое пополнение, проходившее здесь курс общевоинской подготовки, действовала не лучшим образом. После принятия присяги новобранцев распределили по другим кораблям соединения. 12 июля 2014 года матрос С. Болотский попал на «Ярослав Мудрый» на должность дублёра минёра и вздохнул с облегчением: а жизнь-то налаживается, скоро в море — завершается предпоходовая подготовка. Через некоторое время его определили в группу управления минно-торпедной боевой части на должность электрика противолодочного оружия. А 9 августа «Ярослав Мудрый» покинул Балтийск и отправился на боевую службу. Впереди Сергея ждала полная неизвестность. Волновался, как будет переносить качку, ведь для него это был первый поход в дальнюю морскую зону и первое знакомство со Средиземноморьем и с иностранными портами.

За семь месяцев до 21 февраля 2015 года корабль побывал в Сеуте (Испания), на Мальте, на Кипре, в Тартусе (Сирия), в Индонезии, Малайзии, посетил Оман, Пакистан, где принял участие в совместных учениях. Первый поход, говорит старший матрос Сергей Болотский, — это самые яркие и незабываемые впечатления. Рассказывает, как сторожевой корабль попал в штормовую полосу, когда волнение моря достигало 5-6 баллов, поэтому было принято решение укрыться от непогоды в сирийском Тартусе. Отстоявшись, «Ярослав Мудрый» вновь вышел в море, чтобы в дальнейшем ещё не раз зайти в гостеприимный Тартус. Эти дни старший минёр вспоминает с особым удовольствием: товарищеские встречи по футболу, волейболу, шахматам, словом, отдыхали с пользой для здоровья.

А в море командир минно-торпедной боевой части капитан-лейтенант Алексей Семёнов и командир группы управления БЧ-3 капитан-лейтенант Александр Фальченко уделяли немало внимания обучению электрика ПЛО, отмечая его быстрый профессиональный рост, добросовестность и старание в деле обеспечения бесперебойной подачи питания на противолодочное оружие — РБУ-6000 и торпедные аппараты.

Но особенно запомнилось старшему матросу С. Болотскому событие ноября 2014 года, когда, находясь в Индийском океане, корабль пересекал экватор. По флотской традиции оставить этот факт без внимания никак не могли, несмотря на ненастную погоду. С утра небо было затянуто мрачными тучами, и настроение у моряков было соответствующее. Но когда на палубе выстроился весь экипаж во главе с командиром корабля капитаном 3 ранга С. Чероковым, в предвкушении шутливого ритуала на лицах матросов появились улыбки. Оказалось, что для всех это было первое в жизни пересечение экватора, а для электрика ПЛО Сергея Болотского и других новичков — двойной праздник — ещё и посвящение в моряки. Два обряда в один день: и оморячился, выпив плафон забортной воды, и сертификат о преодолении экватора получил!

Около 200 дней находился корабль в походе и 21 февраля 2015 года вернулся в Балтийск. Сергей вспоминает, что это был последний дальний поход, в котором принимали участие срочники, потом — только контрактники. Поэтому решение о продолжении службы по контракту на своём корабле он принял ещё в походе и по возвращении сразу направился на ВВК.

В свой следующий дальний поход в 2016 году Сергей пошёл в той же должности, но уже в новом качестве — военнослужащим контрактной службы. На сей раз самым запоминающимся было посещение острова Свободы — Кубы. После долгого перерыва, пока российские корабли не заходили в Карибское море, «Ярослав Мудрый» был первым, посетившим Гавану. На берегу их ждала тёплая встреча, совместное учение с никарагуанцами, футбольно-волейбольные турниры и незабываемое общение с кубинцами. Старший матрос С. Болотский говорит, что так радушно их не встречали ни в одном порту, не считая Тартуса.

С 15 апреля по 28 октября 2018 года «Ярослав Мудрый» также находился в дальнем походе. СКР прошёл в общей сложности свыше 30 тысяч морских миль, совершил ряд заходов в порты Африки, принял участие в масштабных манёврах, проводившихся под руководством главнокомандующего ВМФ России в Средиземном море, охранял международные вод-ные трассы от пиратов в Аденском заливе, а 1 октября 2019 года вновь вышел из Балтийска и взял курс в Индийский океан. Домой вернулся через семь месяцев после успешного выполнения задач боевой службы на просторах Средиземноморья и Тихого океана. За это время корабль дважды пересёк экватор и дважды обогнул Африку с юга. По итогам похода и российско-индийских военно-морских манёвров «Индра-2019» старший матрос С. Болотский был награждён медалью Министерства обороны «За участие в учениях».

В настоящее время после дальних странствий и заводского ремонта СКР «Ярослав Мудрый» находится в базе и завершает восстановление технической готовности силами промышленности и экипажа. По словам старшего матроса Сергея Болотского, в ближайшие дни на корабль должны прибыть заводские специалисты для проверки работы матчасти. Побывают и на его заведовании, осмотрят вверенную ему РБУ-6000. Вместе со своим подчинённым минёром рядовым контрактной службы Павлом Фетисовым, которому Сергей доверяет, как себе, они сообща очистили установку от старой смазки, тщательно нанесли новую и приготовили РБУ к работе в зимних условиях. Командование минно-торпедной боевой части во главе с капитан-лейтенантом А. Николенко минёрами довольно: потрудились добросовестно. Осталось заводским специалистам своим профессиональным взглядом оценить состояние боевой техники БЧ-3.

Старший минёр С. Болотский уверен, что претензий к его заведованию не будет.

«Павел Фетисов, — говорит Сергей, — парень надёжный, ответственный, основательный, тот человек, которого я могу назвать другом».

С 2018 года они служат вместе. Павел перешёл в минёры из торпедистов. Тут и тариф повыше, и полное взаимопонимание с непосредственным начальником. Всё делают сообща. Просто на старшем минёре больше ответственности. К слову, у П. Фетисова незаконченное высшее образование, и своим примером С. Болотский показывает, как можно совмещать учёбу с беспокойной корабельной службой. Советует и Павлу не останавливаться на достигнутом.

Дело, которым занимается старший минёр — техническое обслуживание оружия и его эксплуатация — ему по душе. Говорит, это настоящая мужская работа. Если бы не нравилась, не служил бы. А любимые детища — РБУ-6000 и МРГ-1, переносной многоствольный реактивный гранатомёт, предназначенный для решения противодиверсионных задач и охраны корабля на якорной стоянке. Сергей с удовольствием выполняет учебные стрельбы, уверенно сдаёт нормативы на скорость и точность стрельбы. Как говорится, любимый город может спать спокойно, если оружие находится в надёжных и умелых руках.

Татьяна Смирнова
«Страж Балтики»

2 комментария