За время существования Школы приемных родителей в центре «Росток» подготовку прошли 163 человека

24 декабря 2018, 16:33
Школа приемных родителей (ШПР) действует на базе Центра «Росток» с октября 2010 года.

Одна из основных функций Школы приемных родителей — это подготовка граждан, желающих взять на воспитание в свою семью ребенка. В соответствии с принятым Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 года 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства несовершеннолетних граждан», был установлен общефедеральный список необходимых документов для получения заключения о возможности быть замещающим родителем. Помимо других обязательных документов при обращении в органы опеки необходимо предоставить также документ, подтверждающий прохождение программы подготовки кандидатов в замещающие родители (Психологическое заключение по результатам обучения в Школе приемных родителей и Свидетельство о прохождении подготовки).

Понимая, как сложно принять решение и взять ребенка на воспитание в семью, реализуется Программа подготовки кандидатов в замещающую семью. Данная Программа адаптирована к условиям и возможностям нашего региона и представляет систему комплексной подготовки тех, кто пожелал взять в свою семью обездоленного ребенка.

Знания слушатели получают в форме обзорных лекций, семинаров, практических занятий и тренингов, которые позволяют не только получать новые знания и информацию, но и формировать новые навыки и модели поведения. Эффективными методами обучения, используемыми при проведении занятий в Школе приёмных родителей, являются ролевая игра, групповая дискуссия, мозговой штурм, анализ случая, консультация.

Обучение позволяет кандидатам разобраться в своих чувствах и намерениях, решить, смогут ли они на самом деле удовлетворить нужды и запросы детей, а также объективно оценить свои возможности, готовность к ответственному шагу — стать важным человеком для ребенка, которому не хватает внимания, заботы и любви.

Главным моментом подготовки является именно оценка возможностей каждого члена семьи стать близким для ребенка. Снять страхи и опасения помогает индивидуальное психологическое консультирование и психологическое обследование граждан с целью оценки их психологической готовности к приему ребенка в семью.

Лица, пришедшие на занятия в ШПР, уведомляются о сроках и месте обучения. Курсы осуществляются в соответствии с утвержденным Порядком подготовки граждан, по Программе подготовки лиц, желающих принять детей на воспитание в свои семьи.

Занятия с гражданами проводятся на базе Центра «Росток» (Гусев, ул. З. Космодемьянской, д. 21) два раза в неделю (групповые — от 5 до 8 человек и по индивидуальному плану), в соответствии с тематическим планом (42 часа), который включает в себя три направления: юридическое, психолого-педагогическое и социальное.

Здесь созданы благоприятные условия для проведения занятий. На занятиях преподаватели создают благоприятный психологический климат, материал подается в интересной и доступной форме с учетом возраста и образования граждан.

Наиболее эффективной формой обучения для всех групп замещающих родителей является психологический тренинг, так как в процессе его прохождения у кандидатов появляется возможность «прожить» те ситуации, в которых они могут оказаться после появления ребенка в семье, принять взвешенное решение, подготовить себя и членов своей семьи к возможным проблемам. По желанию обучающихся, на занятия приглашаются члены семьи (бабушки, дедушки, родители молодых семей, братья и сестры). Важным моментом подготовки является оценка возможностей каждого приемного родителя. Этому способствует индивидуальная работа психолога.

Занятия в школе подготовки приемных родителей проводят квалифицированные специалисты, имеющие опыт и практику работы в этом направлении, используется раздаточный материал, технические средства обучения. И если на первом занятии ощущается некоторое напряжение, то в процессе обучения устанавливаются доброжелательные, доверительные отношения.

При обучении используются различные формы: дискуссии, лекции, тренинги, ролевые игры, творческие и домашние задания, консультации. В ходе занятий слушатели получают дополнительную методическую литературу по актуальным проблемам жизнедеятельности, воспитания и развития ребенка в семье.

Систематически в Центре «Росток» проводится «День Аиста», куда практикуется приглашение родителей, имеющих опыт воспитания приемных детей. Они отвечают на вопросы будущих родителей, делятся своими впечатлениями и первыми переживаниями, трудностями. Это всегда яркий момент на занятиях. Так реализуется назначение Школы подготовки замещающих родителей: не напугать, а помочь принять правильное решение.

Итогом проделанной работы можно считать, что кто-то принимает решение и убеждается в правильности выбранного пути, кто-то сомневается, некоторые отказываются. Но в любом случае, это положительный результат.

Аттестация кандидатов в приемные родители проводится в форме собеседования по итоговым вопросам программы в конце всего курса подготовки кандидатов в приемные родители и завершается выдачей свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации, форма которого утверждена приказом Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2012 года № 623.

В итоговых анкетах отражены положительные мнения о работе школы приемных родителей, высказана благодарность: «Огромное спасибо за курсы. Много полезной информации, заниматься очень легко. Группа сплотилась и сдружилась, сформировались дружеские отношения»; «Благодаря курсам, крепнет уверенность, что мы с мужем сможем стать для приемного ребенка самыми близкими людьми, повышается родительская грамотность» и другие.

Важнейшей задачей ШПР совместно с коллективом специалистов Центра «Росток» является решение проблемы приобретения ребенком-сиротой семьи, поэтому специалисты ведут коррекционно-профилактическую работу по программе «Подготовка ребенка к устройству в замещающую семью», формирующей позитивный образ семьи, которая дополняет реализуемую Программу социального воспитания детей в учреждении. К восприятию новой семьи ребенок готовится в ходе формирования позитивного образа семьи, через индивидуальные занятия с психологом, направленные на снятие тревоги, опасений перед новыми условиями жизни.

Второй задачей ШПР является комплексное сопровождение замещающих семей, которое включает:
  • оказание детям и их законным представителям психолого-педагогической и правовой помощи, направленной на обеспечение нормального воспитания и развития детей в замещающей семье;
  • организация психолого-педагогической, социально-педагогической и юридической работы с замещающими родителями с целью профилактики возвратов детей из замещающих семей, создания благоприятных условий их развития и воспитания в замещающей семье.

Создание Школы приемных родителей потребовало нового осмысления социально-педагогической деятельности Центра «Росток». С целью обеспечения возможности ребенку воспитываться в семье осуществляется дифференцированная работа с социально благополучными родственниками, поиск потенциальных усыновителей, опекунов, приемных родителей. Работа по устройству ребенка в семью осуществляется в тесном контакте с органами опеки и попечительства. На протяжении ряда лет отмечается положительная тенденция в работе по устройству детей на воспитание в семью. За период работы Школы (с ноября 2010 года) прошли подготовку 163 человека, из них 58 семейных пар.

Светлана Чернухина, директор Центра
«За доблестный труд»
1 комментарий