Герб города Гусева, его история
25 октября 2010, 16:10
Геральдическое описание герба муниципального образования «Гусевский городской округ» гласит: «Щит скошен слева на два червленых поля, разделенных тонкою золотою линией; в первом поле - золотая возникающая лосиная голова с рогами, каждый из которых о семи отростках; во втором поле чёрная стрела».
Историческая справка
Город Гусев расположен на населённой некогда пруссами земле природно-исторической области Надровия. Это название возводится к прусскому «druwis» «борть, лесная пасека». (1) Бортничество - собирание дикого меда, было одним из основных источников жизни местных жителей. Главным же деревом-медоносом служила липа.
С I по XIII век здесь при слиянии рек на окружённом болотами песчаном островке и занятым ныне городом Гусевым располагалось поселение родственных пруссам ятвягов-судавов. Стрела старинного Гумбинненского герба и напоминает нам об этом гордом и отважном племени. Интересно, что «ятвяги» этимологически ведётся от «jetis» по-литовски - «копьё». (2). Не выдержав ударов славян, они покинули край и пруссы так и не успели в должной мере обжить их земли.
После XIII века с приходом Тевтонского Ордена край этот на долгое время и вовсе обезлюдел. Здесь, в буферной зоне, где происходили бесконечные стычки между Орденом и Литвой, простёрся „Wildnis“-огромная, редконаселённая Пуща. Она постепенно осваивается литовскими выходцами – в первую очередь, крестьянами.
В 1554 году веке на месте нынешнего города Гусева возникает деревня Писсеркайм (Pisserkeim). В 1570 г. деревня строит первую кирху – и тогда, вероятно, получает имя Гумбиннен. (3) По-литовски название города звучит как Гумбине, по-польски Гамбин.
Название это произошло от литовского "gumbas", что обозначает «излучина», которую образует здесь река Писса. Хотя по этому поводу лучше обратиться к одной старой прусской легенде «Как Гумбиннен к своему имени пришел».(4)
В 1656 Восточная Пруссия (её восточная часть) тяжело пострадала от татарского нашествия. Было сожжено и уничтожено множество городов, сёл и церквей, 23 тысячи человек было убито и 34 тысячи – пленено. На тех же немногих, что уцелели, с 1709 – 1711 г.г обрушилась эпидемия чумы, которая выкашивает свыше трети тогдашнего населения Восточной Пруссии. Страна опустела. Следствием этого было появление здесь многочисленных переселенцев, среди которых были швейцарцы, французские гугеноты и австрийские протестанты из города Зальцбурга, гонимые со своей родины и нашедшие пристанище здесь, на берегах Писсы, благодаря переселенческой политике прусского короля Фридриха Вильгельма I, приложившего все силы, чтобы возродить край. И по сей день отреставрированная Зальцбургская кирха (1754 г.) является архитектурной жемчужиной Гусева. 24 мая 1724 г. состоялось первое заседание магистрата нового города Гумбиннена, которому тот же король даровал статус города и герб.
Фридрих Вильгельм I был истинным созидателем городов – в одной только провинции Восточная Пруссия он даровал права города 15 населённым пунктам (восемь из них на территории Калининградской области).
Его дальновидная политика привела к расцвету края. С 1736 года город становится столицей большого правительственного округа, простиравшегося от Куршского залива до Мазурских озёр. Гумбиннен был небольшой, но очень важный для Восточной Пруссии город. В 1812 году здесь для вторжения в Россию собирались огромные силы французской армии, три дня в городе проживал и сам Наполеон.
В отечественную Российскую историю здесь были вписаны страницы Славы русского оружия. Это, прежде всего Гумбинненское сражение в августе 1914 г. – первая крупная битва между русскими и немецкими войсками, приведшая к отступлению последних. И «Гумбинненский прорыв» в январе 1945 года, когда в результате тяжёлых и кровопролитных боёв было сломлено ожесточённое сопротивление Вермахта, безуспешно пытавшегося сдержать наступление Красной Армии.
В 1946 году в составе РСФСР Гумбиннен был переименован в Гусев в честь Героя Советского Союза капитана Сергея Ивановича Гусева, погибшего смертью храбрых в боях на подступах к городу. Сегодняшний город Гусев – это крупный промышленный центр Калининградской области и центр сельскохозяйственного района.
Город имеет хорошие перспективы для будущего развития, он лежит на пересечении транспортных путей и имеет хороший промышленный потенциал.
В 1939 году в городе насчитывалось 25 тыс. человек, сегодня в Гусеве проживает уже 30 тыс. человек.
История герба
В историческом гербе Гумбиннена в диагональном щите вверху находится чёрный прусский орёл с королевскими атрибутами (его левое крыло скрыто), а внизу чёрная стрела, обращённая наконечником вверх, причём оба поля герба красные. Какие-либо документы, объясняющие герб, к сожалению отсутствуют. В гербе допущены геральдические ошибки. Это соседство двух красных полей, в которых финифть наложена на финифть (чёрная краска на красном поле). Как пишет в 1895 о гербе Гумбиннена известный немецкий геральдик О. Хупп - «это хороший пример того, каким герб быть не должен». (5) Все обращения к местным властям изменить его поступали неоднократно, но поскольку герб был пожалован из королевских рук (самим Фридрихом Вильгельмом I), то и исправлять «королевскую ошибку» никто не осмеливался, она даже вызывала определённую гордость у горожан, делая герб по-своему неповторимым. На протяжении столетий снова и снова были попытки изменить или исправить этот герб, однако дальше теорий это не пошло. Эта овеянная традицией ошибка сохранялась всегда. И только в 1936 году, во времена национал-социализма, появляется «исправленный» вариант герба. Однако этот герб общественностью принят не был, и ни в один послевоенный гербовник не вошёл.
У Гумбиннена существовал также большой герб, который был изображён на его печати. Он имел щит, украшенный рыцарским шлемом, увенчанным короной, и покрытый красным подбитым металлом покрывалом; в клейноде же был изображен взлетающий коронованный орёл. Герб этот всегда был изображен на городской печати (правда, без взлетающего орла), и был составлен полностью в конце XIX веке прусским геральдиком Бекхерном. (6)
(Надо отметить, что более всего на стрелу похожа фигура с именно этого герба Гумбиннена, а также герба 1934 года. Стрела из гербовника Хуппа О. 1896 года уже не стрела, а весьма точно читаемый арбалетный болт, только вместо натурального к нему приставлен геральдический наконечник стрелы. Стрела герба 1936 г. - это стилизация, некая помесь болта со стрелой, совершенно не похожая на реальный прототип ни того, ни другого - ни стрелы, ни болты, ни иное метательное оружие древности никогда не имели таких "веретенообразных" древок. Разница между стрелой и болтом очень простая. Болт короткий (поэтому наконечник у него всегда кажется больше, чем у стрелы) и длина оперенной части его древка равна длине неоперенной части древка. У стрелы неоперенная часть древка должна быть ощутимо больше, чем оперенная. У реальных стрел длина оперенной части составляет 1/5 от всей длины древка и меньше - до 1/10-1/12, геральдические стрелы короче, но и у них оперенная часть составляет, обычно, не более 1/3-1/4 длины древка. В нашем варианте стрела соответствует пропорции, длина её оперённой части соответствует ? длины древка и заканчивается она геральдическим "стрельным" наконечником. )
Как сообщает нам «Геральдическая энциклопедия» Г. Освальда (7), герб Гумбиннена – Гусева является уникальным применительно к употреблению стрелы в диагональном щите.
Герб этот неповторим и принадлежит только этому городу, расположенному при слиянии рек Писсы и Красной (Раминты). Он является его временной и пространственной характеристикой – своеобразной историко-геральдической координатой, определяющей положение города на мировой карте и в мировой истории.
Символика герба Гусева
Как Гумбиннен к своёму имени пришёл
Старая прусская легенда
(перевод с немецкого Лерман Г.М.)
Как Гумбиннен к своёму имени пришёл
Старая прусская легенда
(перевод с немецкого Лерман Г.М.)
Название Гумбиннен происходит от литовского слова «gumba», что по-немецки «Kr?mmung» – значит изгиб. В этом поселении в те времена и было-то всего нескольких крестьянских дворов, да две корчмы. В этих корчмах розливалось, правда, такое не хорошее и вредное пиво, что те, которые им услаждались, после этого от боли, в животе корчась, изгибались, словно черви. Одни говорили, что имя это образовалось оттого, что река Писса имеет в этом месте много излучин; другие же считали, что пошло это название от мощной вековой липы с особым наростом, коим верили наши языческие предшественники: – она, дескать, так отмечена их богами, – и потому под липой они приносили им свои жертвы.
Всё в этой короткой прусской легенде является важным. И сообщение о богатой излучинами реке и о священной вековой липе украшенной необычайным наростом – такое дерево, имеет впечатляющий и запоминающийся вид,– и как бы одушевлено природой. «Священные липы» особо почитались пруссами и литовцами и были посвящены Лайме, богине счастья и судьбы, которой и приносили свои дары. (8) Эпизод легенды с дурным пивом возник, скорее всего, оттого что это же слово к тому же обозначает и колику в желудке. Нарост горбатит дерево, колика – кривит человека, а излучина реку.
"Gumbas" по-литовски значит поднятие, узловатый нарост на дереве, шишка. (9)
И на немецкий язык в легенде оно переводится как „Kr?mung“ (т.е. изогнутость, искривление), а также колика и излучина реки, лука. Синонимом этого слова в немецком языке является слово “Bogen“, что переводится как дуга, арка, а также излучина реки, лука, и, наконец, лук.
Даже в русском языке эти слова родственны, и нетрудно догадаться, в какой «природный» лук вставлена стрела нашего герба. Лука реки – "Лук" – "Bogen" – "gumbas". Вот вам говорящий герб, а также география и история города.
Несомненно, что именно эта игра слов натолкнула создателей на мысль употребить стрелу в старинном гумбинненском гербе. Следуя картографической логике, стрела может обозначать и реку, впадающую в Писсу с юга – Раминту. (Имя её происходит корня ram, rom, и обозначает «тихий» (Рамбинас, Ромова), поскольку в священных местах пруссов царила тишина). (10).
Важнейшим достоинством любого герба является его неоднозначность, герб Гусева по праву можно считать таковым.
Гумбинненская стрела – очень ёмкий, многогранный и отчасти таинственный символ, и именно она является определяющим историческим элементом герба города. Традиционно считается, что стрела в гербе – это символ охоты, коей был славен край.
Толчком для появления стрелы в гербе явилось наряду с этим и попытка сделать герб говорящим и указать стрелой на смысл его имени, а так же на географическое положение и богатую историю города.
Стрелу эту словно историческую память о себе из глубин веков посылают нам наши предшественники на этой земле. Одновременно напоминает она и о языческих пруссах, и племени гордых ятвягов, и об опустошительных эпидемиях и татарском нашествии, она и указующий символ пути разноязыким переселенцам.
Красно-чёрное сочетание цвета стрелы и гербового поля пришло к нам из глубин веков. Считается, что под красно-чёрно-красным стягом сражались прусские дружинники в эпоху викингов, и как вероятное толкование - это цвет крови жертвенного животного на его чёрной шкуре. И уже в наши дни возрождённым флагом пользуются Балтийская археологическая экспедиция и литовский клуб «Пруса». (11)
Стрела – символ охоты и плодородия; символ проникновения света и любви – как человеческой, так и божественной. Графически стрела представляет собой энергию, целенаправленный порядок и преодоление пространства. Стрела – атрибут и орудие богов. Это – оружие дальнего действия, которое пронзает. Ими поражали греческие божества Аполлон и Артемида (Диана). Сладостное «ранение любовью» причиняется стрелами богов любви (греческий Эрос, римский Амур, индийский Кама. В христианской традиции стрела часто выступает в качестве символа мученичества или смерти, особенно от молнии или чумы.
Оперение стрел, которое придаёт им устойчивость в полёте, первоначально, вероятно, служило также магическим целям в смысле придания стреле качеств птицы (быстроты, лёгкости). В речевых оборотах («быстрый как стрела», «выпустить все стрелы») стрела и в наше время играет свою роль. Можно установить связь стрелы с такими символическими значениями как импульс, быстрота, угроза и целенаправленность.(12)
Стрела – это символ мужского начала и традиционных мужских добродетелей – целеустремлённости, непреклонности и мужества. Таково её значение в геральдике – например, в гербе Радищева мы видим стрелу, летящую к звезде.(13) Поскольку, стрела связана с образами охоты, войны, воина и силы, меткости, умения пользоваться оружием, она стала обязательным элементом многих гербов известных военачальников, стремившихся подчеркнуть свою принадлежность к армии и свои победы на поле брани.
Стрелы Купидона – это символ любви. Стрелы Аполлона – символ солнечных лучей, которые могут не только согреть озябшего путника или напитать живительной силой плодородную землю, но и сжечь всё живое, обречь человечество на страдания. Стрелы Дианы – символ всепроникающего света, символ земной красоты, умиротворения и спокойствия, благодати и тишины.(14)
Стрела, пущенная в небо, издавна символизирует восхождение к небесному (15), а также стремление к совершенству. Стрела – это скорость и движение, это путеводный символ, указующий нам правильную дорогу вперёд. Стрела летящая означает стремление к достижению поставленной цели.
Дамасцировка в гумбинненском гербе всегда изображалась по-разному. В нашем случае она напоминает одновременно некую далёкую цель стрелы, королевский вензель, извивающееся растение и меандры реки. Она призвана отграничить друг от друга два красных поля герба и взвешенно организовать пространство нижнего относительно пустого поля.
Символика изображения лося в гербе Гусева
Лось – природный символ Янтарного края. За свою природную красоту – статность и мощь лось всегда был, почитаем людьми. У нас нет животного, подобного лосю, которое настолько же полно олицетворяло бы неповторимую красоту нашего ландшафта. Его грациозный и статный облик, спокойные и полные силы движения полны гармонии и близки первозданной природе наших лесов, плавных рек и заболоченных низин. Образ этого величественного животного вдохновлял творческих людей на создание прекрасных произведений. В старинном гимне нашей земли есть такое поэтическое сравнение: – «…и в хорале времени, вслушиваясь в вечность, стройный лось застыл» (13).
Лось широко представлялся в геральдике и знаках нашего края. Например, в гербе Алленбурга (XV век), эмблеме Лосинной низменности, гербе Славска, и, наконец, на Тракененском тавро. Образ лося используется в легендах, в произведениях живописцев и скульпторов. Среди них мы назовём имя известного немецкого художника Рихарда Фризе (1854-1918) жившего и работавшего в Гумбиннене главным персонажем его картин был, прежде всего, лось. Скульптор Людвиг Фордемайер также был вдохновлён образом лося, – находясь в Восточной Пруссии, он создаёт в 1912 году для Гумбиннена его скульптурное изображение. Который являлся столицей правительственного округа простиравшегося от Куршского залива до Мазурских озёр и лось уже тогда был символическим животным края, тем более что именно здесь обитало практически всё поголовье восточно-прусских лосей.
Рядом с государственными легитимными общепризнанными символами земель и государств, гербами и флагами представляют часто и другие знаки и изображения – страну, её людей и обитающих в ней животных. Безусловно, именно орёл являлся гербом Пруссии. Символом королевской Пруссии был орёл со всеми королевскими атрибутами: скипетром, короной, державой и королевской монограммой на груди. После крушения монархии орёл должен был подходить к республиканским государственным формам, поэтому от королевских символов пришлось отказаться. При таком развитии и с исчезновением провинциального герба вместо него появляются другие символы.
И в первую очередь мы назовём, изображение лося и его роговой лопатки ставшими символами края. Традиция эта восходит к использованию изображения лосинных рогов о семи отростках в качестве клейма для Тракененских скакунов в 1787 году.(13) Поэтому единственно равноценным заменителем орла старинного Гумбинненского герба в современном гербе Гусева может быть только лось.
Гербовый щит венчает золотая башенная корона о пяти зубцах. Корона является символом муниципального статуса в Российской Федерации. В нашем случае это – «корона городского округа».
Символика большого герба муниципального образования Гусевского городского округа.
Венок из липовых ветвей – это уходящая в глубь веков история города и богатство и красота окружающей его природы. Липа является своеобразным символом природно-исторической области Надровия, в которой и находится город Гусев. Название её возводится к прусскому «druwis» «борть, лесная пасека». Бортничество - собирание дикого липового меда, было одним из основных местных промыслов. Липа издавна прославилась как «медовое дерево» её мёд самый вкусный и полезный. Липа достигает возраста 800 и даже 1000 лет. Такой могучий гигант с пышной, густой темно-зеленой кроной представлял внушительное и красивое зрелище. В языческие времена они служили предметом культа. Такие «Священные липы» особо почитались пруссами и литовцами и были посвящены богине счастья и судьбы Лайме. Такой же вековой липе, да ещё украшенной необычайным наростом («гумбас») город был обязан своим именем и отправной точкой в своей легендарной истории.
Наши предки славяне, издавна связывали с липой такие качества, как сердечность, мягкость, нежность, теплоту и доброжелательность (19). И если стрела нашего герба это символ мужских добродетелей, то липа это всегда символ женственности, этим она обязана и формой своего сердцевидного листа, гармоничное сочетание этих двух начал являет собой жизненность и процветание.
Венок выполнен в русской классической традиции.
В торжественных случаях возможно помимо муниципального флага использование особого полотнища для вывешивания герба. В этом случае белый цвет является наилучшим фоном для яркого и нарядного герба Гусева.
Примечание: в конце апреля 2006 г. было внесено изменение в изображение герба и флага. На гербе разделительная диагональная линия стала золотой. На флаге также появилась тонкая диагональная разделительная линия золотого цвета.
Текст символики составлен членом-корреспондентом Всероссийского Геральдического Общества Г. М. Лерманом
2005 г.
2005 г.
Список использованной литературы.
1. Дусбург, Пётр. Хроника земли Прусской. / PETRUS DE DUSBURG. CRONICON TERRAE PRUSSIAE / Москва 1997, Комментарии, с. 273.
2. Там же.
3.Guttzeit Emil. Ostpreu?ische St?dtewappen, s. 32.
4. Sagen aus Ostpreu?en, s.202, Hamburg, 1991.
5. Hupp, Otto. Die Wappen und Siegel der deutschen Stadten, Flecken und Dorfen. Frankfurt am Main, 1896.
6. Beckherrn, Karl. Die Wappen der St?dte Alt-Preu?ens, K?nigsberg, 1892, s.36.
7. Gert Oswald. Leipzig,1984 „Lexikon der Heraldik“, s. 306.
8. Гимбутас Мaria. Балты, Москва 2004, с.202.
9. Alexander Kurschat. Litauisch Deutsches W?rterbuch, K?nigsberg 1851, s. 669.
10. Гимбутас Мaria. Балты, Москва 2004, с.202.
11. Кулаков В. И. «Гербовед» № 30, 4’98 Москва, «Возвращение прусской символики», с. 96
12. Бидерманн Г., Энциклопедия символов, стр. 261 (Москва, 1996 г.)
13. Андреева В. Энциклопедия символов, знаков, эмблем, Москва 2001,с. 469
14. Багдасарян В.Э. Символы, знаки, эмблемы, Москва 2003 г., с.447.
15. Андреева В., Энциклопедия символов, знаков, эмблем, Москва 2001,с. 470
17. Симкин Сэм. Огниво, Калининград 2001, с.520 (E. Hannighofen, Land der dunklen W?lder)
18. Dilba Benno. Der Elch und die Elchschaufel, Hamburg 1995, s.14.
19.Похлёбкин В.В., Словарь международной символики и эмблематики, Москва 2004, с.231.