Сеть магазинов «Интер Дизайн»
/ / / Путь педагога — путь человека
Информационный сайт города Гусева

Путь педагога — путь человека

7 сентября 2018, 11:06
Путь педагога — путь человека
Сегодня корреспондент газеты «За доблестный труд» беседует с красивой, спокойной, доброжелательной женщиной Антониной Андреевной Титаренко. Смотрим в её умные лучистые глаза, слушаем неторопливую, наполненную живыми эмоциями речь. За этой непродолжительной беседой — большой путь, наполненный бедами и радостями, тяжелыми испытаниями и счастливыми обретениями.

Воспоминания Антонины Андреевны, яркие и живые, переносят нас в далёкие времена, годы её юности.

Конец августа. Бесконечная украинская степь. По просёлочной дороге идёт худенькая черноглазая девушка. В руках маленький фанерный сундучок, через плечо переброшены связанные шнурками чёрные туфельки. Девушка уверенно шагает босыми ногами по иссохшей комковатой дороге, то и дело оглядывается назад. Вот уж совсем скрылись из виду домики родной деревни Нижней Дуванки. Если не случится попутная машина, двадцать километров шагать до райцентра Сватово, а там на поезд и в Ворошиловград, в институт. Туфельки надо беречь: Тоня наденет их, подходя к райцентру. А пока и так хорошо! Разве это испытание для семнадцатилетней девчонки пройти босиком двадцать километров?! И сундучок совсем не тяжёл: в нем несколько десятков картошек да луковиц, каравай хлеба да скудное девчоночье бельишко вот и всё богатство будущей студентки Ворошиловградского сельскохозяйственного института. Тоня поднимает голову к небу, смотрит на плывущие облака. Как хорошо! Кругом тишина и покой. Прошло уже два года, как закончилась война, а она ещё боится: вдруг в небе появятся ужасные «птицы» с чёрными крестами.

Никогда не изгладится из памяти страшный день 8 июля 1942 года, когда немецкие войска вошли в родную Тонину деревню. Вечером и ночью был слышен непрерывный гул, орудийные раскаты, А утром, выйдя из хат, сельчане увидели трагическую картину: как распластанные белые лебеди лежали на зелёной траве тела советских солдат; в исподнем выбежали они из горящей солдатской баньки и попали под огонь врага. Горько оплакивали женщины своих СЫНОЧКОВ, имён которых они даже не знали.

«Зато какая радость, когда зимой сорок третьего года снова вернулись наши! — вспоминает Антонина Андреевна. — Улицы ожили! В домах зажглись огни. Красноармейцы были в каждой семье, как родные сыновья. Около трёх месяцев стояли они в нашей деревне. А потом снова в бой. Уходя, обещали писать… Но писем мы не дождались: шли сводки о тяжелых боях на Луганщине и в Донецкой области…», — Антонина Андреевна не договаривает фразу — даже спустя семьдесят с лишним лет не хочется верить, что эти ребята навсегда остались в бескрайних украинских степях.

Война… Война… Её следы повсюду на этой земле, изрытой воронками и траншеями. Но самое главное в судьбах людей. В деревне из соседних домов ушло на фронт одиннадцать мужчин, вернулось только двое, один из них отец Тони. Отчётливо помнится тот день, 8 мая 1945 года, когда в школе к ней подошла учительница и сказала: «Иди домой. Твой отец вернулся!».

Отец вернулся больной, а мама во время войны стала калекой, изуродована кисть правой руки. Отобрала у соседских мальчишек капсулу от гранаты, а отбросить не успела… Война заставила рано повзрослеть девчонок и мальчишек, работали наравне со взрослыми: пахали на коровах, вязали снопы, копали картофель. Грубые обветренные руки, выгоревшие на солнце волосы, ветхая одежда, и самое большое испытание — постоянное чувство голода. Но жили с надеждой и верой в победу. Школа работала в течение всех военных лет. Тоня любили математику, биологию, химию. И вот сданы экзамены за 10-й класс.

«Я мечтала стать учителем, — говорит Антонина Андреевна. — Но в педагогический институт в городе Луганске поступить не пришлось там не было общежития, а снимать квартиру не по средствам. И я отвезла документы в Ворошиловградский сельскохозяйственный институт на агрономический факультет. Сдала экзамены, прошла по конкурсу. И 1 сентября 1947 года началась моя студенческая жизнь».

Студенческая жизнь… Нам, студентам 60-х и последующих годов, представляются большие ярко освещённые коридоры и аудитории, тёплые общежития, вкусные булочки в студенческой столовой. Но у студентов послевоенных лет было иначе. Здание института пострадало во время бомбёжек: разрушена крыша и почти весь третий этаж. Занятия проходят почти под открытым небом, студенты сидят в верхней одежде, после занятий все спешат на работы по восстановлению учебного корпуса. Столовая пока тоже не работает, и Тоня творит нехитрый картофельный супчик на костерке, разложенном за стеной общежития. Но постепенно жизнь налаживается: выплачивается стипендия; на втором курсе Тоне, как отличнице учёбы, назначается повышенная стипендия. Девушка с интересом занимается в научной лаборатории и на опытном участке, вечером спешит на репетиции хора и не пропускает ни одного вечера в институте. Танцы… Ну как же пропустить их?! И пусть на ногах твоих грубые сапожки, которые наскоро смастерил деревенский сапожник-сосед, и всего-навсего единственное платьице для занятий и «выхода в свет», но — плывёт, кружится, летит по залу твоя лёгкая фигурка…

Через пять лет институт окончен, и в 1952 году Антонина Титаренко получает направление на работу в качестве участкового агронома в колхоз «Победа» Опеченского района Новгородской области. Умная, волевая, энергичная девушка не боялась трудностей, вникала в тонкости дела, умела работать с людьми. За пять лет она прошла несколько ступеней в своём профессиональном развитии: избиралась вторым, затем первым секретарём Опеченского райкома комсомола, работала главным агрономом машинно-тракторной станции, затем главным агрономом отдела сельского хозяйства Опеченского района. Посчитать бы, сколько сотен (или тысяч) километров исходила по полям и дорогам Новгородской области — в зной и мороз, в хлябь и дожди… Труд молодой энтузиастки был отмечен грамотой Новгородского обкома КПСС «За восстановление сельского хозяйства области в послевоенное время».

Но мечта юности — быть учителем — не покидала сердце Антонины. «Я постоянно думала, как найти путь в педагогику. И вот, на моё счастье, нашла информацию о том, что Псковский государственный университет принимает на заочное отделение специалистов с высшим сельскохозяйственным образованием — для подготовки их в качестве учителей биологии и химии общеобразовательных школ. Отвезла документы, была принята в университет и сразу пошла работать учителем в семилетнюю школу Опеченского района. В зарплате я потеряла почти половину», — улыбается наша собеседница.

В 1963 году Антонина Андреевна переехала в Калининградскую область. Три года работала в Черняховской школе-интернате старшим воспитателем и учителем химии. В 1966-м году по решению ОБЛОНО была назначена директором Гусевского детского дома. Старожилы города, ветераны педагогического труда помнят, как приветливо светились огнями окна этого дома на улице Московской, как по-домашнему уютно, тепло и сердечно было в его коридорах, учебных классах и жилых комнатах воспитанников. Антонина Андреевна смогла привлечь значительных, интересных людей к работе с детьми. На встречи с ребятами приезжали офицеры Балтийского флота, приходили воины Гусевского гарнизона, специалисты предприятий города, артисты, спортсмены. Сегодня, проходя мимо городского Краеведческого музея, весной мы любуемся буйным цветением яблоневого сада, а осенью его плодами. Но мало кто знает, что сад этот также заложен работниками и воспитанниками детского дома в годы, когда директором его была Антонина Андреевна Титаренко.

В 1972 году Антонина Андреевна пришла на работу в Гусевское профессионально-техническое училище в качестве заместителя директора по воспитательной работе. Этому учебному заведению она отдала 12 лет. Трудно перечислить хотя бы приблизительно всё множество дел и задач, которые решались этим талантливым педагогом и замечательным человеком. Самое главное — Антонина Андреевна оказывала решающее влияние на всю атмосферу в училище, способствовала созданию обстановки творчества, взаимопонимания и сотрудничества между различными звеньями коллектива: руководства, педагогов-теоретиков, мастеров производственного обучения, учащихся.

А её непосредственная задача состояла в том, чтобы в стенах учебного заведения молодёжь получала не только теоретические знания и профессиональные навыки, но и развивала бы свои таланты, отдыхала, развлекалась красиво и содержательно. «В училище работали всевозможные кружки и спортивные секции, — вспоминает наша собеседница. — Был создан хор, насчитывавший около двухсот человек, вокально-инструментальный ансамбль, готовились к выступлениям солисты, танцоры, чтецы. А смотры и конкурсы между учебными группами, когда был занят каждый учащийся! А как работали наши педагоги! Сколько было прекрасных талантливых ребят!»

Антонина Андреевна называет имена руководителей училища, преподавателей, мастеров, руководителей творческих коллективов, вспоминает мальчиков и девочек, отличников и непосед, талантливых творцов и проказников. Сколько она помнит! Звучат имена, и кажется, что маленькая комнатка хозяйки наполняется весёлыми, умными, благородными, добрыми лицами. Именно такими представляются в её рассказах люди, с которыми она работала, у кого училась и кому дарила свою заботу.

Уйдя на пенсию, Антонина Андреевна осталась верна своему педагогическому призванию и около двенадцати лет преподавала биологию в Михайловской средней школе. Работала увлечённо, с наслаждением, заражая своим трепетным отношением к миссии учителя, своей страстью к познанию нового не только учеников, но и коллег по работе.

Антонина Андреевна ветеран труда, Отличник народного просвещения. Её имя занесено на областную Доску Почёта.

Теперь, немного более десяти лет, Антонина Андреевна находится на заслуженном отдыхе. Но с таким же живым вниманием относится она ко всему происходящему, интересуется жизнью педагогических коллективов, с которыми была связана её жизнь.

И в эти первые сентябрьские дни она — с нами, шлёт горячий привет всем педагогам, ребятам и их родителям. Желает здоровья и отличных успехов!

А мы, её бывшие коллеги по работе, по-прежнему обращаемся к Антонине Андреевне как к мудрому наставнику, как к живому источнику, дарующему нам веру в наши силы и любовь к жизни. За годы совместного труда и дружбы мы многому научились у неё. В первую очередь, конечно, трепетному, любовному отношению к своей работе, пониманию высокой, почётной и ответственной миссии учителя. Во-вторых, честности и порядочности во взаимоотношениях в трудовом коллективе, среди друзей и родных. Кроме того, у Антонины Андреевны тонкий эстетический вкус, который проявляется не только в оценке произведений искусства, но и в быту, в ведении домашнего хозяйства, в одежде, в поведении.

Поэтому — по отношению к Антонине Андреевне Титаренко слово Учитель мы с полной уверенностью пишем с большой буквы!

Спасибо Вам, Антонина Андреевна, спасибо, Учитель!

Поздравляем Вас с юбилеем и желаем много радостных дней и лет!

Коллеги
726 просмотров
1

Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Ветеринарный кабинет «Айболит»