в детском саду № 11 Центре развития ребенка работают с детьми в сенсорной комнате
11 февраля 2011, 13:18
Дошкольное детство - это особый период в развитии ребенка, когда у детей развиваются самые общие способности, которые необходимы любому человеку в любом виде деятельности. «Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, способность хотеть, радоваться и огорчаться, познавать новое, пускай наивно, но зато ярко и нестандартно, по-своему видеть и понимать жизнь - это и еще многое другое несет в себе дошкольное детство», - писал Л.А. Венгер.
В течение последних лет определяется тенденция к уменьшению количества часов для свободной деятельности детей, большую часть своего времени дети проводят на каких-либо занятиях, кружках, секциях, и большинство из них на сегодняшний день носят интеллектуально–развивающую функцию, забывая об эмоциональной сфере ребенка, и как следствие этого наблюдается рост интеллектуального и физического напряжения детей. В силу занятости родителей, уменьшается количество часов, которые родители вместе с детьми проводят на свежем воздухе, в основном, по ответам самих родителей, прогулки происходят в выходные дни.
Растет число неполных семей, увеличивается количество часов, которые дети проводят около компьютера и телевизора.
Детские психиатры и психологи считают, что основными болезнями детей в ХXI веке будут болезни от телевидения и компьютеров.
И на первое место выходят психоэмоциональные нарушения, связанные с информационным воздействием телевидения на личность ребенка. В связи с длительным просмотром телевизора слабеет память; ребенку трудно сосредоточиться; нарушается сон; он становится возбудимым, раздражительным, обидчивым. Растет разобщенность среди членов семьи, ведь сейчас не редкость два и более телевизора в доме.
Компьютер так же занимает не последнее место в жизни ребенка.
На сегодняшний день во всем мире уже установлены временные нормы работы за компьютером. Медики хорошо знают, что у всех компьютерщиков сильно понижен уровень лейкоцитов в крови – значит, повреждена защитная функция организма, ослаблена сопротивляемость заболеваниям. Но, помимо вреда телесному здоровью, компьютер может нанести вред и психическому здоровью.
Выделяя факторы, способствующие росту психоэмоционального напряжения детей, одним из выходов из этой ситуации, в МАДОУ детском саду № 11 Центре развития ребенка является организация работы с детьми в сенсорной комнате.
Сенсорная комната (комната психологической разгрузки, комната релаксации, комната «Снузлин» (в переводе с голландского «дрема»), мультисенсорная комната) – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и др. Мягкая мебель спокойной цветовой гаммы. Приглушенный свет, приятные ароматы, успокаивающая музыка – вот те характеристики, которые помогают ребенку, взрослому развивать свои сенсорные способности, ощутить уют, комфорт, настроиться на позитивное восприятие и общение с окружающими его людьми.
На специально разработанных занятиях дети постепенно осваивают приемы мышечного расслабления и глубокого дыхания, учатся снимать напряжение, повышать самооценку, налаживать отношения с окружающими.
Занятия проводят педагог-психолог, учитель-логопед, учитель- дефектолог количеством 6-7 человек, также занятия могут вестись и в индивидуальной форме.
Занятия в сенсорной комнате проводятся с использованием мягкого освещения и спокойной музыки, для того, чтобы ребенок чувствовал себя спокойно и безопасно.
Для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста в основе занятий лежат сказочные истории. Основная форма занятий – проигрывание сказочного сюжета.
Занятие включает в себя 3 части:
1) успокаивающая, в процессе которой используется вербально-музыкальная психокоррекция с целью снятия психического напряжения. Переключение внимания - это ритуал встречи с комнатой, с другими детьми. У нас он заключается в том, что услышав музыку ребятишки проходят по сенсорной тропе и садятся на травку, так, чтобы видеть глазки друг друга. На этом этапе начинается диалог между детьми и взрослым;
2) повествование сказочной истории. История не зачитывается, а рассказывается. Затем история оживает, и все дети становятся ее действующими лицами. Под определенную музыку дети выполняют специальные упражнения, направленные на коррекцию настроения, на развитие коммуникативных навыков;
3) релаксационная часть, целью которой является обучение детей релаксирующим упражнениям. Используются упражнения на вызывание тепла, на регуляцию дыхания, ритма и частоты сердечных сокращений.
Сенсорная комната позволяет вести профилактику не только мышечного, но и эмоционального напряжения, ускоряет развитие психических процессов, разрабатывает тактильность, мелкую моторику. Дети, заходя сюда, говорят, что попадают в сказку.
Специальное оборудование – сухой душ, сухой бассейн, кресло с гранулами, угловая пузырьковая колонна с зеркальным покрытием, зеркальный шар, центр воды и песка, различные сенсорные дорожки – все это позволяет создать сказочную атмосферу, наполненную таинственными звуками, светоцветовыми эффектами, в результате чего дети учатся справляться с негативными мыслями и эмоциями, восстанавливать душевное равновесие и укреплять здоровье.
В течение последних лет определяется тенденция к уменьшению количества часов для свободной деятельности детей, большую часть своего времени дети проводят на каких-либо занятиях, кружках, секциях, и большинство из них на сегодняшний день носят интеллектуально–развивающую функцию, забывая об эмоциональной сфере ребенка, и как следствие этого наблюдается рост интеллектуального и физического напряжения детей. В силу занятости родителей, уменьшается количество часов, которые родители вместе с детьми проводят на свежем воздухе, в основном, по ответам самих родителей, прогулки происходят в выходные дни.
Растет число неполных семей, увеличивается количество часов, которые дети проводят около компьютера и телевизора.
Детские психиатры и психологи считают, что основными болезнями детей в ХXI веке будут болезни от телевидения и компьютеров.
И на первое место выходят психоэмоциональные нарушения, связанные с информационным воздействием телевидения на личность ребенка. В связи с длительным просмотром телевизора слабеет память; ребенку трудно сосредоточиться; нарушается сон; он становится возбудимым, раздражительным, обидчивым. Растет разобщенность среди членов семьи, ведь сейчас не редкость два и более телевизора в доме.
Компьютер так же занимает не последнее место в жизни ребенка.
На сегодняшний день во всем мире уже установлены временные нормы работы за компьютером. Медики хорошо знают, что у всех компьютерщиков сильно понижен уровень лейкоцитов в крови – значит, повреждена защитная функция организма, ослаблена сопротивляемость заболеваниям. Но, помимо вреда телесному здоровью, компьютер может нанести вред и психическому здоровью.
Выделяя факторы, способствующие росту психоэмоционального напряжения детей, одним из выходов из этой ситуации, в МАДОУ детском саду № 11 Центре развития ребенка является организация работы с детьми в сенсорной комнате.
Сенсорная комната (комната психологической разгрузки, комната релаксации, комната «Снузлин» (в переводе с голландского «дрема»), мультисенсорная комната) – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и др. Мягкая мебель спокойной цветовой гаммы. Приглушенный свет, приятные ароматы, успокаивающая музыка – вот те характеристики, которые помогают ребенку, взрослому развивать свои сенсорные способности, ощутить уют, комфорт, настроиться на позитивное восприятие и общение с окружающими его людьми.
На специально разработанных занятиях дети постепенно осваивают приемы мышечного расслабления и глубокого дыхания, учатся снимать напряжение, повышать самооценку, налаживать отношения с окружающими.
Занятия проводят педагог-психолог, учитель-логопед, учитель- дефектолог количеством 6-7 человек, также занятия могут вестись и в индивидуальной форме.
Занятия в сенсорной комнате проводятся с использованием мягкого освещения и спокойной музыки, для того, чтобы ребенок чувствовал себя спокойно и безопасно.
Для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста в основе занятий лежат сказочные истории. Основная форма занятий – проигрывание сказочного сюжета.
Занятие включает в себя 3 части:
1) успокаивающая, в процессе которой используется вербально-музыкальная психокоррекция с целью снятия психического напряжения. Переключение внимания - это ритуал встречи с комнатой, с другими детьми. У нас он заключается в том, что услышав музыку ребятишки проходят по сенсорной тропе и садятся на травку, так, чтобы видеть глазки друг друга. На этом этапе начинается диалог между детьми и взрослым;
2) повествование сказочной истории. История не зачитывается, а рассказывается. Затем история оживает, и все дети становятся ее действующими лицами. Под определенную музыку дети выполняют специальные упражнения, направленные на коррекцию настроения, на развитие коммуникативных навыков;
3) релаксационная часть, целью которой является обучение детей релаксирующим упражнениям. Используются упражнения на вызывание тепла, на регуляцию дыхания, ритма и частоты сердечных сокращений.
Сенсорная комната позволяет вести профилактику не только мышечного, но и эмоционального напряжения, ускоряет развитие психических процессов, разрабатывает тактильность, мелкую моторику. Дети, заходя сюда, говорят, что попадают в сказку.
Специальное оборудование – сухой душ, сухой бассейн, кресло с гранулами, угловая пузырьковая колонна с зеркальным покрытием, зеркальный шар, центр воды и песка, различные сенсорные дорожки – все это позволяет создать сказочную атмосферу, наполненную таинственными звуками, светоцветовыми эффектами, в результате чего дети учатся справляться с негативными мыслями и эмоциями, восстанавливать душевное равновесие и укреплять здоровье.
Ворсина Е.В., педагог-психолог МАДОУ детского сада № 11 Центра развития ребенка
Другие новости по теме
Доклад августовской педагогической конференции 2019 года о развитии образования в Гусевском округеРазвитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образованияСпартакиада муниципального образования Гусевского районаСпартакиада среди сельских поселений муниципального образования Гусевского района в 2011 годуГости из вашей страны не могут оставлять комментарии на сайте. Авторизируйтесь или пройдите регистрацию.