Магазин «Двери» на Красноармейской Магазин «Двери» на Красноармейской
Главная / Новости / Общество / Автомобильный клуб и автоспорт в Гумбиннене
Информационный сайт города Гусева

Автомобильный клуб и автоспорт в Гумбиннене

Выставка-продажа новеньких автомобилей «Опель» на площади в Гумбинненне перед фирмой «Карл Бранд КГ», 1935 год.
Выставка-продажа новеньких автомобилей «Опель» на площади в Гумбинненне перед фирмой «Карл Бранд КГ», 1935 год.
Из истории развития автомобилестроения известно, что первый легковой автомобиль в Германии был построен в далеком 1886 году (в Гумбиннене c середины 20-х годов на АО «Машиностроительная фабрика» предпринимались попытки к созданию автомобилей собственной марки «Дингер» (по фамилии основателя фабрики). Однако, эти попытки так и не привели к успеху. Ни одного автомобиля изготовлено не было.

Гумбинненские фирмы: «Карл-Бранд К.Г.» (представительство «Опеля»), АО «Машиностроительная фабрика» (представительство «Бреннабор»), Макса Гришуля, Ханса Танка являлись лишь торговыми представителями крупных фирм-автопроизводителей, торговали производимыми ими авто и имели лицензии на их обслуживание и ремонт.

Уже с 1906 года повсеместно в Европе стали проводиться различные автопробеги и спортивные авторалли. Разумеется, такие спортивные мероприятия не остались не замеченными и в Гумбиннене.

В 1911 году в Германии был образован «Всеобщий германский автомобильный клуб» (ADAC), начавший с 1925 года проводить и в Восточной Пруссии автомобильные спортивные мероприятия при поддержке членов клуба, предпринимателей и общественных деятелей. В этих соревнованиях активное участие стали принимать и автолюбители из Гумбиннена. Самыми известными авто-спортсменами города и района в 20-30-х годах прошлого столетия были: Макс Бём, Вальтер Кефарт, Ганс Пельке, Курт Бросцайт, Эмиль Радцувайт, Генрих Кауфманн и особенно Ганс Танк*, владевший в центре города фирмой и заправочной станцией на углу улиц Фридрихштрассе и Маккензенштр. (пр-т Ленина/ул. Почтовая). Гумбинненские автолюбители регулярно участвовал в ежегодно проводимых ралли «Остпройссенфарт», начиная с самого первого в 1925 году и до 1938 года. Эти ралли проводились в течении 2-3 дней, при этом, маршрут каждый год менялся. Учитывая качество дорог и погодные условия в то время, это были очень напряженные и трудные состязания спортсменов и машин. И все это происходило во времена послевоенных выплат репараций, инфляции и экономического кризиса, разразившегося в Германии в 1920-х годах.

В феврале 1931 года в Берлине проходила «Международная автомобильная выставка». По случаю выставки было проведено «Звездное ралли», в котором принял участие и единственный представитель от Восточной Пруссии, член Гумбинненского автоклуба «ADAC», Ганс Танк. Из 64 заявленных и 62 стартовавших автомобилей, только 32 смогли добраться до финиша, преодолев сложную дистанцию протяженностью 2400 км. Маршрут был разделен на этапы и пролегал от севера Англии через Скандинавию, южную Францию, Испанию, Италию, в Швейцарию и северную часть Марокко. 14 водителям, среди них был и Г. Танк, понадобилось на это 96 часов бескомпромиссной борьбы. Господин Танк занял почетное 3-е место, о чем с восторгом писали все восточно-прусские газеты, указывавшие на «очевидный прогресс» в развитии этого технического вида спорта в провинции.

Гумбинненский любитель автоспорта Ганс Танк.
Гумбинненский любитель автоспорта Ганс Танк.

В 1930 году члены местных клубов «ADAC» из Гумбиннена, Пиллькаллена (Добровольск) и Инстербурга (Черняховск) совместно организовали авторалли «Гумбинненфарт 1930». Старт состоялся в Гумбиннене на Магазинной площади (напротив гостиницы «Королевский двор») в присутствии огромной толпы зевак. Маршрут пролегал по территории Гумбинненского правительственного округа, охватывая все его 13 районов, где гонщики должны были отмечаться у судейской коллегии о прохождении того или иного этапа. Финишировали спортсмены в Инстербурге.

С 11 по 13 апреля, в период распутья, состоялось очередное ралли «Остпройссенфарт 1935». Ганс Танк стал его победителем и ему были вручены золотая медаль с кубком. Из 205 стартовавших гонщиков, только 63 экипажа, преодолев сложную трассу, достигли финиша — это еще одно доказательство сложности подобных испытания.

*сын Ганса Танка, Харальд Танк являлся многолетним другом города Гусева. И до самой смерти в 2016 году регулярно посещал наш город, родной Гумбиннен, свою «альма-матер» — школу им. Фридриха и Гусевский музей. Как и его отец, Харальд много и активно занимался спортом. В 17 лет являлся капитаном Гумбинненской городской взрослой команды по хоккею и инструктором по плаванию в открытом бассейне Гумбиннена. В Гусевском музее на видном месте выставлены хоккейные коньки Харальда, подаренные им городскому музею.

Источники: «Gumbinnen. Stadt und Kreis». Eine ostpreussische Dokumentation, Rudolf Grenz, Marburg/Lahn 1971; «Воспоминания бывших учеников Фридрихшуле»», 2008, № 2; Sonntags-Ausgabe der «Gumbinner Allgemeine Zeitung», Gumbinnen, 1931.

Материал подготовил Погудин Сергей
Музей города Гусева
Другие новости по теме
«Семейные истории о войне»: Рубченко Иван Иванович«Семейные истории о войне»: Рубченко Иван ИвановичОтрывок из книги «Пушки заговорили», где рассказывается о боях под ГумбинненомОтрывок из книги «Пушки заговорили», где рассказывается о боях под ГумбинненомКарл-Вернер Данкворт — уроженец Гумбиннена и один из известнейших дипломатов ГерманииКарл-Вернер Данкворт — уроженец Гумбиннена и один из известнейших дипломатов ГерманииИтоги социально-экономического развития Калининградской области в 2010 годуИтоги социально-экономического развития Калининградской области в 2010 году
Оставить комментарий
Изготовление ключей Изготовление ключей