Главная / Новости / Общество / Вымирание востока: почему область похожа на Россию в миниатюре

Вымирание востока: почему область похожа на Россию в миниатюре

9 июля 2018, 11:23
Вымирание востока: почему область похожа на Россию в миниатюре
На востоке Калининградской области нет ни одного города, в котором бы население росло. При этом в целом численность жителей в регионе увеличивается рекордными темпами. «Новый Калининград» рассказывает, кто забирает себе всех переселенцев.

По данным Росстата, численность населения Калининградской области стабильно растет на протяжении последних десяти лет. В 2016 году она увеличилась более чем на 1%. При сохранении данной тенденции население региона через несколько месяцев превысит «психологическую отметку» в миллион человек. Численность растет не за счет естественных причин (превышения рождаемости над смертностью), а за счет миграции. Причем как международной, из стран СНГ (в первую очередь Казахстана), так и «отечественной», когда в область переезжают жители других регионов РФ (главным образом Севера и Урала).

Калининградская область с точки зрения миграции похожа на модель России в миниатюре. Люди бегут с востока либо в столицу, либо на запад (социологи называют это «западным дрейфом»). Восточные муниципалитеты довольно быстро теряют численность населения.

За последние 5 лет средний восточный муниципалитет области потерял 5% жителей. Антирекордсменом является Озерск, где численность населения с 2014 года сократилась более чем на 11%. Второй и третий по размерам города области — Советск и Черняховск — потеряли по 5% населения, или порядка по 2 тыс. человек каждый. Исключением является разве что родина экс-губернатора Николая Цуканова — Гусев. Там численность населения за пять лет сократилась всего на 0,7%. Возможной причиной относительной стабильности в части количества жителей Гусева может являться активность питерского холдинга GS, развивающего проект технополиса и тем самым рекламирующего территорию. Подобных проектов на остальной территории востока сегодня нет.

ГородНаселение в 2014 г.Население в 2018 г.Сокращение населения
Советск41630397524,51%
Черняховск37948358885,43%
Гусев28508283000,73%
Неман11492108675,44%
Полесск729170113,84%
Правдинск428841443,36%
Славск440840747,58%
Нестеров438340018,72%
Озерск4433393511,23%
Краснознаменск336231885,18%


Если за последние 5 лет восток области потерял почти 5% населения, то население столицы региона — Калининграда — выросло почти на 6%, или на 26,5 тыс. человек. Огромную скорость прироста населения показывает Гурьевск, который, по сути, является пригородом Калининграда. Численность его населения в 2014–2018 годах выросла на 27% и превысила 17 тыс. человек.

Растут по числу жителей и прибрежные, курортные муниципалитеты. Зеленоградск за минувшие 5 лет вырос в численности на 15%, а Светлогорск на 20%. Единственный приморский муниципалитет, где численность населения не увеличивается — это Пионерский, где количество жителей за минувшую половину десятилетия даже снизилось и составляет 11,3 тыс. человек.

На проблему неравномерного развития Калининградской области ранее обращала внимание экономист Татьяна Ланская из БФУ им. И Канта. Она отмечала, что дифференциация муниципалитетов области по показателю экономической безопасности за минувшие 10 лет усилилась в 3,5 раза.

«В регионе все больше административных территориальных образований перестают быть привлекательными для жизни. Население перемещается в областной центр и близлежащие города — Гурьевск, Светлогорск, Зеленоградск. Миграционный поток в восточные районы Калининградской области практически остановлен. Происходит одичание территорий, особенно в сельской местности», — отмечает в своей работе Ланская.

Также эксперты обращают внимание на старение населения востока области, а значит — дальнейший рост превышения смертности над рождаемостью из-за «вымывания» молодежи.

Основной причиной «вымирания» востока является отсутствие там заметных инвестиционных проектов. Когда-то таким проектом была Балтийская АЭС, но в 2013 году ее строительство было заморожено, и город перестал быть интересен новому бизнесу. В ходе визита в Неман, рядом с которым планировалось строить станцию, губернатор Антон Алиханов сообщил, что специализация муниципалитета должна быть сельскохозяйственной. Сельское хозяйство на данный момент, вероятно, единственная отрасль, которая развивается на востоке. Однако на сегодняшний день она создает немного рабочих мест из-за высокой автоматизации производства. В калининградском сельском хозяйстве работают всего 2,7%, занятых на калининградских предприятиях.

Определенную роль в оживлении востока мог бы сыграть проект индустриального парка в Черняховске. Но после того, как там сорвались два основных потенциальных инвестора Arc и Kronospan, областное правительство снизило темпы работы в парке, переключившись на Храброво, которое располагается на сравнительно динамично развивающемся западе региона.
3 401 просмотр28 комментариев
2 голоса
Другие новости по теме
Итоги социально-экономического развития Калининградской области в 2010 годуИтоги социально-экономического развития Калининградской области в 2010 годуФоторепортаж с праздничных мероприятий в честь Дня городаФоторепортаж с праздничных мероприятий в честь Дня городаФоторепортаж Дня Победы в городе ГусевеФоторепортаж Дня Победы в городе ГусевеРепортаж Rugrad.eu о том, как проходили выборы на востоке областиРепортаж Rugrad.eu о том, как проходили выборы на востоке области
  1. В
    9 июля 2018 11:59
    На мой взгляд огромную роль играет доступность областного центра для населения муниципалитетов. Обратите внимание, в курортных городах, куда электрички ходят регулярно, там наблюдается прирост. У нас же отменили всё в угоду калининградской и местной автоколонне. Алиханову просто безразлична восточная часть области.
  2. Г
    Гость.
    9 июля 2018 12:46
    Вольдемар,
    Ну и дурик ты. Сравнил хер с пальцем. Курортные города во всем мире более привлекательны, чем обычные. Тем более таких депрессивных как Гусев, Озерск и т.д. И расстояние сравни до побережья и до восточных городов. В разы меньше до курортных городов от Калининграда. Не реально ездить из Гусева каждый день в Калининград на работу, а вот из Зелика или Пионерского реально. Так что не туда смотришь.
  3. Г
    Гость Роман
    9 июля 2018 13:43
    Гость.,
    а я скажу дурик ТЫ где ты увидел депрессию в Гусеве ОТНОСИТЕЛЬНО других населённых пунктах области!!!
  4. П
    Прохожий
    9 июля 2018 13:44
    Увы, но вы оба правы.
    Сейчас в Гусеве в разы меньше предприятий чем в Гумбиннене 1939г.
    И холдинг GS не решит эти проблемы.
  5. Г
    Гость.
    9 июля 2018 14:16
    Гость Роман,
    Давайте еще займемся измерение температуры тел в морге. Те кто еще не совсем остыл, как бы еще не труп и можно считать еще живым по отношению к тем кто совсем остыл. Так что ли?
  6. К
    Кирилъ
    9 июля 2018 14:36
    Верните в область немцев с правом избираться в администрации городов и области. Увидите,сколько изменений в лучшую сторону произойдет.
  7. В
    9 июля 2018 15:02
    Калининград для жителей востока области постоянно становится всё дальше в плане доступности. Совсем недавно, когда начали активно бороться с нелегальными перевозчиками и практически от них избавились, легальные перевозчики просто стали не справляться. Вспомните, бывало так, что приобрести билет на маршрут не представлялось возможным. Но вместо увеличения количества перевозок и возврата электрички, они начали повышать тарифы, чтобы уменьшить поток людей. Сейчас до Калининграда добраться не составляет труда, но стоимость проезда с тех пор увеличилась практически в 2 раза. Как говорится "Только бизнес и ничего личного". Приоритеты отдаются в угоду интересов отдельных личностей, а не населения в целом.
  8. Е
    Есть такое
    9 июля 2018 18:25
    Цитата: Вольдемар
    Сейчас до Калининграда добраться не составляет труда, но стоимость проезда с тех пор увеличилась практически в 2 раза.

    Да, дороговато выходит, притом очень бьет по карману, когда едешь не один.Тут только свое авто, как вариант, но всем это доступно....
  9. Е
    Есть такое
    9 июля 2018 18:26
    Цитата: Вольдемар
    Сейчас до Калининграда добраться не составляет труда, но стоимость проезда с тех пор увеличилась практически в 2 раза.

    Точнее, не всем доступно.
  10. Г
    Гость.
    9 июля 2018 19:21
    Вольдемар,
    Опять нелегалы возбудились. Пердаки рвут. Хватит ныть. Идите работать.
  11. Г
    Гость Андрей
    9 июля 2018 19:45
    Кирилъ,
    Совсем охренел!!!
  12. В
    9 июля 2018 19:56
    Цитата: Гость.
    Вольдемар,
    Опять нелегалы возбудились. Пердаки рвут. Хватит ныть. Идите работать.

    Ну судя по быдлятскому общению вы заинтересованное лицо с другой стороны. И кстати, к нелегальным перевозчикам я никакого отношения имею и не имел ранее. Я из тех людей, которые на своём кошельке почувствовали рост тарифов на пассажирские перевозки. Автоколонна стала монополистом и пользуется этим в полной мере. Они четко осознают, что без альтернативы простые граждане будут платить столько, сколько они скажут. Вот и взвинчивают тарифы наглым образом.
  13. Г
    Гость.
    9 июля 2018 20:07
    Вольдемар,
    Я вот тоже почувствовал. Но кроме билетов на автобус дорожает бензин, продукты, ЖКХ и т.д. Цены на продукты тоже автоколонна повышает? А ЖКХ? Видимо, автоколонна и пенсионный возраст повышает? Вы хотите, чтобы везде росли цены, а автоколонна вас возила за три рубля. Просто смешно вас читать.
  14. В
    9 июля 2018 20:21
    Цитата: Гость.
    Вольдемар,
    Я вот тоже почувствовал. Но кроме билетов на автобус дорожает бензин, продукты, ЖКХ и т.д. Цены на продукты тоже автоколонна повышает? А ЖКХ? Видимо, автоколонна и пенсионный возраст повышает? Вы хотите, чтобы везде росли цены, а автоколонна вас возила за три рубля. Просто смешно вас читать.

    Да, повышать можно. Но ведь не в два раза в течение полугода! Цена на бензин конечно подорожала за это время, однако в сравнении с ценами на билеты этот рост кажется незначительным.
  15. Г
    Гость.
    9 июля 2018 20:28
    Вольдемар,
    Врать не надо. Не в 2 раза. Когда нелегалов прикрыли цена на экспресс была 180 руб. Сейчас 220 руб. Ну и где в 2 раза? Посмотрите цену на автобус Калининград-Советск. сопоставимое расстояние. Так что зря вы так. Конечно, дешевле возить людей. когда не платишь налогов, не содержишь дополнительных работников. Но нелегалы в цивилизованном государстве это не правильно. Мы же не Африка и не дикая Азия. Вроде, пока Европа.
  16. В
    9 июля 2018 20:49
    Цитата: Гость.
    Вольдемар,
    Врать не надо. Не в 2 раза. Когда нелегалов прикрыли цена на экспресс была 180 руб. Сейчас 220 руб. Ну и где в 2 раза? Посмотрите цену на автобус Калининград-Советск. сопоставимое расстояние. Так что зря вы так. Конечно, дешевле возить людей. когда не платишь налогов, не содержишь дополнительных работников. Но нелегалы в цивилизованном государстве это не правильно. Мы же не Африка и не дикая Азия. Вроде, пока Европа.

    Я помню цену в 140 руб у нелегалов прошлым летом. Автоколонна вроде брала на 10 руб. больше. Если не ошибаюсь, то повышать тарифы начали осенью 2017-го. Бензин за это время подорожал может на процентов 10.
  17. Г
    9 июля 2018 20:53
    Гость.,
    Все правильно.И так как мы Европа у нас должны хотя бы 2 раза в день ходить электрички до Калининграда.
  18. Г
    Гость.
    9 июля 2018 21:08
    Вольдемар,
    На момента разгона нелегалов стоимость билета автоколонны была 180, нелегалов 150. До Советска экспресс с К-да 270 на данный момент. Вот такие цифры.
  19. Г
    Гость.
    9 июля 2018 21:13
    Гость Гость,
    У нас много чего должно быть. Но у нас даже электросетей нет для электричек. Жд транспорт очень дорогой и даже в Европе пассажирские перевозки на железной дороге убыточны и компенсируются государством. А у нас денег нет, но вы держитесь.
    Да и пускали одно время дизель и даже прицепные вагоны с Нестерова. Но видать не пользуются спросом.
  20. п
    пуп земли
    9 июля 2018 21:32
    Цитата: Вольдемар
    На мой взгляд огромную роль играет доступность областного центра для населения муниципалитетов. Обратите внимание, в курортных городах, куда электрички ходят регулярно, там наблюдается прирост. У нас же отменили всё в угоду калининградской и местной автоколонне. Алиханову просто безразлична восточная часть области.

    можно подумать, что область для него что-то значит... он тут вообще практику отрабатывает после окончания академии управления при прузиденте, получает "боевое крещение", придет его время - уедет в столицу в администрацию прузидента и не вспомнит ничего..
  21. Г
    ГераБуФфон
    9 июля 2018 22:19
    Цитата: пуп земли
    Цитата: Вольдемар
    На мой взгляд огромную роль играет доступность областного центра для населения муниципалитетов. Обратите внимание, в курортных городах, куда электрички ходят регулярно, там наблюдается прирост. У нас же отменили всё в угоду калининградской и местной автоколонне. Алиханову просто безразлична восточная часть области.

    можно подумать, что область для него что-то значит... он тут вообще практику отрабатывает после окончания академии управления при прузиденте, получает "боевое крещение", придет его время - уедет в столицу в администрацию прузидента и не вспомнит ничего..

    Зима близко....
  22. З
    Зритель
    9 июля 2018 22:55
    Если будет быстрый ЖД транспорт,то люди будут жить в том же Гусеве, работая в Калининградеа не снимая там жильё. Почему не пустить те же ,, Ласточки,,?!
  23. Г
    Гость.
    9 июля 2018 23:13
    Зритель,
    Господи, какие же вы наивные. А почему всем не ездить на Роллс-ройсах и не есть черную икру каждый завтрак. Из той категории вопрос.
    Государству нечем платить пенсии своим гражданам, а они про Ласточки.
  24. Я
    Я
    9 июля 2018 23:25
    Зритель,
    Сходите 31 июля на прием к депутатам Богданову и Зацепину. И спросите где Ласточки. А потом нам напишите, что они вам ответили. Хотя ответ известен.
  25. С
    Стефаныч
    10 июля 2018 01:24
    Гость.,
    Диспетчер автоколонны уже предупредила,что цена до Кал_да должна быть 270 руб...это после вопроса о повышении с конца мая до 220 руб
  26. п
    пенс.возр. зрелый - можно позволить
    10 июля 2018 13:14
    Цитата: Зритель
    Если будет быстрый ЖД транспорт,то люди будут жить в том же Гусеве, работая в Калининградеа не снимая там жильё. Почему не пустить те же ,, Ласточки,,?!

    немецкий электропоезд "Ласточка" может курсировать только по электрифицированным участкам, которые в Калининградской области с 1980-х годов остались неизменны: Зеленоградск, Светлогорск, Калининград
  27. Г
    Гость Гость
    11 июля 2018 00:18
    Можно много говорить и спорить,но прошу вас признать ,что без быстрого ЖД транспорта наш регион развиваться не будет как бы мы для этого не пытались привлекать сюда людей. И пока ничего не измениться в этом плане будем так же продолжать вымирать.
  28. а
    а как же обещанные дирижабли
    11 июля 2018 11:00
    Цитата: Гость Гость
    Можно много говорить и спорить,но прошу вас признать ,что без быстрого ЖД транспорта наш регион развиваться не будет как бы мы для этого не пытались привлекать сюда людей. И пока ничего не измениться в этом плане будем так же продолжать вымирать.

    "... плашек три восьмых дюйма достать не мог. Нет! А трамвай собираются пускать" ("12 стульев")
Гости из вашей страны не могут оставлять комментарии на сайте. Авторизируйтесь или пройдите регистрацию.
Ремонт телевизоров Ремонт телевизоров
Комментарии
А
Ага
Только что
Конечно будут свалят в Дубай как и сынок пермского чиновника из нашумевшего видео, благо папка наворовал достаточно 
А
Афоня
4 минуты назад
Только за перетаскивание областной свалки под Гусев, Саныча надо на площади прилюдно на кол посадить. Обидно, вроде местный, и дети его также помойкой дышать будут, и не слова в защиту района не
Г
Гусевец
4 часа назад
И ни одного ответа на вопросы сколько новых рабочих мест создано для жителей района, на сколько вырос уровень благо состояния жителей, выросли заработные платы, уровень медицинского рбслуживания
С
Сережа азиат
Вчера в 21:42
Нкиолаич, Вы забыли Бутыль. Я неплохо Вам подлизнул этот раз?
Г
Гость Евгений
Вчера в 21:39
Чтобы не сказать ни слова правды это тоже талант. Это уметь надо как Саныч балабол
М
Мать онжеребёнка
Вчера в 21:35
Ну хоть детей помыть и трусы постирать. Сушилку бы сделали для белья
Т
Туроператор
Вчера в 21:09
Вчера в 17:46, Хм.. написал: Основная масса будет использовать просто как транспорт из/в Калининград и обратно. И это тоже неплохо. Вас идиотов ждет сюрприз)
С
Сергей из газеты
Вчера в 21:05
Наш Весёлый Саныч рассказал и про сельское хозяйство к которому отношение не имеет и про инвестиции частные, но как то скромно промолчал как он ездит в ДНР фоторографироваться каждый месяц. Прям сама
Г
Гость Вася
Вчера в 20:19
Уточним! Это не пригородный поезд,а туристический поезд,и на промежуточных станциях  местные жители вряд-ли смогут воспользоваться этим маршрутом! Жители просили ввести ЖД маршрут на этом
Н
Николай Николаевич
Вчера в 20:12
Чемодан Бристоль, КБ, лавка Бахуса...
Г
Гость Светлана
Вчера в 19:41
Это что... Наш дом в гор. Черняховске 1912 года постройки, крыша как решето, целое голубиное царство на чердаке процветает, а Администрация не признает, как аварийную кровлю. И техзаключение
Н
Надо уезжать
Вчера в 19:27
О главном наш Шериф умолчал, Гусев - областная мусорная столица. Отличная работа команды и Санька. Ну депутатки тоже похлопали.
О
ООО Фантазёры
Вчера в 19:20
Вы еще не пробывали купить билеты? попробуйте)  Данная схема не предпологает чтобы 100 туристов приехали в Краснолесье, и из за 5 местных в Гусеве(которые едут на работу в Клд) они не смогли
Н
Неон
Вчера в 19:13
У депутаты не задали главе ни одного вопроса?! Наверное в городе Гусев все прекрасно: отличные дороги, превосходная медицина, вовсю идет капитальный ремонт домов, нет проблем с качеством воды, а
Х
Хм..
Вчера в 17:46
Основная масса будет использовать просто как транспорт из/в Калининград и обратно. И это тоже неплохо.
С
Саныч
Вчера в 16:40
Я Вам открыл каждые 50 метров Алкомаркет, а Вы ноете, не благодарные. Больше позитива молодежь.
В
Вы че там
Вчера в 16:30
А знаете что забыли типа написать? Цену! 439 рублей в одну сторону, совсем охренели, за наши налоги должны бесплатно его пускать чтобы 3 часа трястись ради отсутствия инфраструктуры в краснолесье
а
аналитик
Вчера в 15:32
а что там происходит?
Р
Работник
Вчера в 13:43
Эти деятели из администрации вообще в курсе что нормальные люди на этой неделе работают а себе видимо выходной сделали бездельники 
М
Молодой специалист
Вчера в 13:42
Опять нет ничего интересного для нас, для молодежи