Стройцентр
/ / / Вымирание востока: почему область похожа на Россию в миниатюре
Информационный сайт города Гусева

Вымирание востока: почему область похожа на Россию в миниатюре

9 июля 2018, 11:23
Вымирание востока: почему область похожа на Россию в миниатюре
На востоке Калининградской области нет ни одного города, в котором бы население росло. При этом в целом численность жителей в регионе увеличивается рекордными темпами. «Новый Калининград» рассказывает, кто забирает себе всех переселенцев.

По данным Росстата, численность населения Калининградской области стабильно растет на протяжении последних десяти лет. В 2016 году она увеличилась более чем на 1%. При сохранении данной тенденции население региона через несколько месяцев превысит «психологическую отметку» в миллион человек. Численность растет не за счет естественных причин (превышения рождаемости над смертностью), а за счет миграции. Причем как международной, из стран СНГ (в первую очередь Казахстана), так и «отечественной», когда в область переезжают жители других регионов РФ (главным образом Севера и Урала).

Калининградская область с точки зрения миграции похожа на модель России в миниатюре. Люди бегут с востока либо в столицу, либо на запад (социологи называют это «западным дрейфом»). Восточные муниципалитеты довольно быстро теряют численность населения.

За последние 5 лет средний восточный муниципалитет области потерял 5% жителей. Антирекордсменом является Озерск, где численность населения с 2014 года сократилась более чем на 11%. Второй и третий по размерам города области — Советск и Черняховск — потеряли по 5% населения, или порядка по 2 тыс. человек каждый. Исключением является разве что родина экс-губернатора Николая Цуканова — Гусев. Там численность населения за пять лет сократилась всего на 0,7%. Возможной причиной относительной стабильности в части количества жителей Гусева может являться активность питерского холдинга GS, развивающего проект технополиса и тем самым рекламирующего территорию. Подобных проектов на остальной территории востока сегодня нет.

ГородНаселение в 2014 г.Население в 2018 г.Сокращение населения
Советск41630397524,51%
Черняховск37948358885,43%
Гусев28508283000,73%
Неман11492108675,44%
Полесск729170113,84%
Правдинск428841443,36%
Славск440840747,58%
Нестеров438340018,72%
Озерск4433393511,23%
Краснознаменск336231885,18%


Если за последние 5 лет восток области потерял почти 5% населения, то население столицы региона — Калининграда — выросло почти на 6%, или на 26,5 тыс. человек. Огромную скорость прироста населения показывает Гурьевск, который, по сути, является пригородом Калининграда. Численность его населения в 2014–2018 годах выросла на 27% и превысила 17 тыс. человек.

Растут по числу жителей и прибрежные, курортные муниципалитеты. Зеленоградск за минувшие 5 лет вырос в численности на 15%, а Светлогорск на 20%. Единственный приморский муниципалитет, где численность населения не увеличивается — это Пионерский, где количество жителей за минувшую половину десятилетия даже снизилось и составляет 11,3 тыс. человек.

На проблему неравномерного развития Калининградской области ранее обращала внимание экономист Татьяна Ланская из БФУ им. И Канта. Она отмечала, что дифференциация муниципалитетов области по показателю экономической безопасности за минувшие 10 лет усилилась в 3,5 раза.

«В регионе все больше административных территориальных образований перестают быть привлекательными для жизни. Население перемещается в областной центр и близлежащие города — Гурьевск, Светлогорск, Зеленоградск. Миграционный поток в восточные районы Калининградской области практически остановлен. Происходит одичание территорий, особенно в сельской местности», — отмечает в своей работе Ланская.

Также эксперты обращают внимание на старение населения востока области, а значит — дальнейший рост превышения смертности над рождаемостью из-за «вымывания» молодежи.

Основной причиной «вымирания» востока является отсутствие там заметных инвестиционных проектов. Когда-то таким проектом была Балтийская АЭС, но в 2013 году ее строительство было заморожено, и город перестал быть интересен новому бизнесу. В ходе визита в Неман, рядом с которым планировалось строить станцию, губернатор Антон Алиханов сообщил, что специализация муниципалитета должна быть сельскохозяйственной. Сельское хозяйство на данный момент, вероятно, единственная отрасль, которая развивается на востоке. Однако на сегодняшний день она создает немного рабочих мест из-за высокой автоматизации производства. В калининградском сельском хозяйстве работают всего 2,7%, занятых на калининградских предприятиях.

Определенную роль в оживлении востока мог бы сыграть проект индустриального парка в Черняховске. Но после того, как там сорвались два основных потенциальных инвестора Arc и Kronospan, областное правительство снизило темпы работы в парке, переключившись на Храброво, которое располагается на сравнительно динамично развивающемся западе региона.
2 170 просмотров   |   28 комментариев
2
Загородный Парк Отель
Вольдемар
На мой взгляд огромную роль играет доступность областного центра для населения муниципалитетов. Обратите внимание, в курортных городах, куда электрички ходят регулярно, там наблюдается прирост. У нас же отменили всё в угоду калининградской и местной автоколонне. Алиханову просто безразлична восточная часть области.
Гость.
# 2Гость.
Вольдемар,
Ну и дурик ты. Сравнил хер с пальцем. Курортные города во всем мире более привлекательны, чем обычные. Тем более таких депрессивных как Гусев, Озерск и т.д. И расстояние сравни до побережья и до восточных городов. В разы меньше до курортных городов от Калининграда. Не реально ездить из Гусева каждый день в Калининград на работу, а вот из Зелика или Пионерского реально. Так что не туда смотришь.
9 июля 2018 12:46   ЦитироватьОтветить6
Гость Роман
# 3Гость Роман
Гость.,
а я скажу дурик ТЫ где ты увидел депрессию в Гусеве ОТНОСИТЕЛЬНО других населённых пунктах области!!!
9 июля 2018 13:43   ЦитироватьОтветить3
Прохожий
# 4Прохожий
Увы, но вы оба правы.
Сейчас в Гусеве в разы меньше предприятий чем в Гумбиннене 1939г.
И холдинг GS не решит эти проблемы.
9 июля 2018 13:44   ЦитироватьОтветить9
Гость.
# 5Гость.
Гость Роман,
Давайте еще займемся измерение температуры тел в морге. Те кто еще не совсем остыл, как бы еще не труп и можно считать еще живым по отношению к тем кто совсем остыл. Так что ли?
9 июля 2018 14:16   ЦитироватьОтветить3
Кирилъ
# 6Кирилъ
Верните в область немцев с правом избираться в администрации городов и области. Увидите,сколько изменений в лучшую сторону произойдет.
9 июля 2018 14:36   ЦитироватьОтветить8
Вольдемар
Калининград для жителей востока области постоянно становится всё дальше в плане доступности. Совсем недавно, когда начали активно бороться с нелегальными перевозчиками и практически от них избавились, легальные перевозчики просто стали не справляться. Вспомните, бывало так, что приобрести билет на маршрут не представлялось возможным. Но вместо увеличения количества перевозок и возврата электрички, они начали повышать тарифы, чтобы уменьшить поток людей. Сейчас до Калининграда добраться не составляет труда, но стоимость проезда с тех пор увеличилась практически в 2 раза. Как говорится "Только бизнес и ничего личного". Приоритеты отдаются в угоду интересов отдельных личностей, а не населения в целом.
Есть такое
# 8Есть такое
Цитата: Вольдемар
Сейчас до Калининграда добраться не составляет труда, но стоимость проезда с тех пор увеличилась практически в 2 раза.

Да, дороговато выходит, притом очень бьет по карману, когда едешь не один.Тут только свое авто, как вариант, но всем это доступно....
9 июля 2018 18:25   ЦитироватьОтветить1
Есть такое
# 9Есть такое
Цитата: Вольдемар
Сейчас до Калининграда добраться не составляет труда, но стоимость проезда с тех пор увеличилась практически в 2 раза.

Точнее, не всем доступно.
9 июля 2018 18:26   ЦитироватьОтветить1
Гость.
# 10Гость.
Вольдемар,
Опять нелегалы возбудились. Пердаки рвут. Хватит ныть. Идите работать.
9 июля 2018 19:21   ЦитироватьОтветить2
Гость Андрей
# 11Гость Андрей
Кирилъ,
Совсем охренел!!!
9 июля 2018 19:45   ЦитироватьОтветить2
Вольдемар
Цитата: Гость.
Вольдемар,
Опять нелегалы возбудились. Пердаки рвут. Хватит ныть. Идите работать.

Ну судя по быдлятскому общению вы заинтересованное лицо с другой стороны. И кстати, к нелегальным перевозчикам я никакого отношения имею и не имел ранее. Я из тех людей, которые на своём кошельке почувствовали рост тарифов на пассажирские перевозки. Автоколонна стала монополистом и пользуется этим в полной мере. Они четко осознают, что без альтернативы простые граждане будут платить столько, сколько они скажут. Вот и взвинчивают тарифы наглым образом.
Гость.
# 13Гость.
Вольдемар,
Я вот тоже почувствовал. Но кроме билетов на автобус дорожает бензин, продукты, ЖКХ и т.д. Цены на продукты тоже автоколонна повышает? А ЖКХ? Видимо, автоколонна и пенсионный возраст повышает? Вы хотите, чтобы везде росли цены, а автоколонна вас возила за три рубля. Просто смешно вас читать.
9 июля 2018 20:07   ЦитироватьОтветить3
Вольдемар
Цитата: Гость.
Вольдемар,
Я вот тоже почувствовал. Но кроме билетов на автобус дорожает бензин, продукты, ЖКХ и т.д. Цены на продукты тоже автоколонна повышает? А ЖКХ? Видимо, автоколонна и пенсионный возраст повышает? Вы хотите, чтобы везде росли цены, а автоколонна вас возила за три рубля. Просто смешно вас читать.

Да, повышать можно. Но ведь не в два раза в течение полугода! Цена на бензин конечно подорожала за это время, однако в сравнении с ценами на билеты этот рост кажется незначительным.
9 июля 2018 20:21   ЦитироватьОтветить2
Гость.
# 15Гость.
Вольдемар,
Врать не надо. Не в 2 раза. Когда нелегалов прикрыли цена на экспресс была 180 руб. Сейчас 220 руб. Ну и где в 2 раза? Посмотрите цену на автобус Калининград-Советск. сопоставимое расстояние. Так что зря вы так. Конечно, дешевле возить людей. когда не платишь налогов, не содержишь дополнительных работников. Но нелегалы в цивилизованном государстве это не правильно. Мы же не Африка и не дикая Азия. Вроде, пока Европа.
9 июля 2018 20:28   ЦитироватьОтветить3
Вольдемар
Цитата: Гость.
Вольдемар,
Врать не надо. Не в 2 раза. Когда нелегалов прикрыли цена на экспресс была 180 руб. Сейчас 220 руб. Ну и где в 2 раза? Посмотрите цену на автобус Калининград-Советск. сопоставимое расстояние. Так что зря вы так. Конечно, дешевле возить людей. когда не платишь налогов, не содержишь дополнительных работников. Но нелегалы в цивилизованном государстве это не правильно. Мы же не Африка и не дикая Азия. Вроде, пока Европа.

Я помню цену в 140 руб у нелегалов прошлым летом. Автоколонна вроде брала на 10 руб. больше. Если не ошибаюсь, то повышать тарифы начали осенью 2017-го. Бензин за это время подорожал может на процентов 10.
9 июля 2018 20:49   ЦитироватьОтветить2
Гость Гость
Гость.,
Все правильно.И так как мы Европа у нас должны хотя бы 2 раза в день ходить электрички до Калининграда.
9 июля 2018 20:53   ЦитироватьОтветить4
Гость.
# 18Гость.
Вольдемар,
На момента разгона нелегалов стоимость билета автоколонны была 180, нелегалов 150. До Советска экспресс с К-да 270 на данный момент. Вот такие цифры.
9 июля 2018 21:08   ЦитироватьОтветить1
Гость.
# 19Гость.
Гость Гость,
У нас много чего должно быть. Но у нас даже электросетей нет для электричек. Жд транспорт очень дорогой и даже в Европе пассажирские перевозки на железной дороге убыточны и компенсируются государством. А у нас денег нет, но вы держитесь.
Да и пускали одно время дизель и даже прицепные вагоны с Нестерова. Но видать не пользуются спросом.
9 июля 2018 21:13   ЦитироватьОтветить1
пуп земли
# 20пуп земли
Цитата: Вольдемар
На мой взгляд огромную роль играет доступность областного центра для населения муниципалитетов. Обратите внимание, в курортных городах, куда электрички ходят регулярно, там наблюдается прирост. У нас же отменили всё в угоду калининградской и местной автоколонне. Алиханову просто безразлична восточная часть области.

можно подумать, что область для него что-то значит... он тут вообще практику отрабатывает после окончания академии управления при прузиденте, получает "боевое крещение", придет его время - уедет в столицу в администрацию прузидента и не вспомнит ничего..
9 июля 2018 21:32   ЦитироватьОтветить2
ГераБуФфон
# 21ГераБуФфон
Цитата: пуп земли
Цитата: Вольдемар
На мой взгляд огромную роль играет доступность областного центра для населения муниципалитетов. Обратите внимание, в курортных городах, куда электрички ходят регулярно, там наблюдается прирост. У нас же отменили всё в угоду калининградской и местной автоколонне. Алиханову просто безразлична восточная часть области.

можно подумать, что область для него что-то значит... он тут вообще практику отрабатывает после окончания академии управления при прузиденте, получает "боевое крещение", придет его время - уедет в столицу в администрацию прузидента и не вспомнит ничего..

Зима близко....
9 июля 2018 22:19   ЦитироватьОтветить0
Зритель
# 22Зритель
Если будет быстрый ЖД транспорт,то люди будут жить в том же Гусеве, работая в Калининградеа не снимая там жильё. Почему не пустить те же ,, Ласточки,,?!
9 июля 2018 22:55   ЦитироватьОтветить7
Гость.
# 23Гость.
Зритель,
Господи, какие же вы наивные. А почему всем не ездить на Роллс-ройсах и не есть черную икру каждый завтрак. Из той категории вопрос.
Государству нечем платить пенсии своим гражданам, а они про Ласточки.
9 июля 2018 23:13   ЦитироватьОтветить4
Я
# 24Я
Зритель,
Сходите 31 июля на прием к депутатам Богданову и Зацепину. И спросите где Ласточки. А потом нам напишите, что они вам ответили. Хотя ответ известен.
9 июля 2018 23:25   ЦитироватьОтветить3
Стефаныч
# 25Стефаныч
Гость.,
Диспетчер автоколонны уже предупредила,что цена до Кал_да должна быть 270 руб...это после вопроса о повышении с конца мая до 220 руб
10 июля 2018 01:24   ЦитироватьОтветить1
пенс.возр. зрелый - можно позволить
# 26пенс.возр. зрелый - можно позволить
Цитата: Зритель
Если будет быстрый ЖД транспорт,то люди будут жить в том же Гусеве, работая в Калининградеа не снимая там жильё. Почему не пустить те же ,, Ласточки,,?!

немецкий электропоезд "Ласточка" может курсировать только по электрифицированным участкам, которые в Калининградской области с 1980-х годов остались неизменны: Зеленоградск, Светлогорск, Калининград
10 июля 2018 13:14   ЦитироватьОтветить1
Гость Гость
# 27Гость Гость
Можно много говорить и спорить,но прошу вас признать ,что без быстрого ЖД транспорта наш регион развиваться не будет как бы мы для этого не пытались привлекать сюда людей. И пока ничего не измениться в этом плане будем так же продолжать вымирать.
11 июля 2018 00:18   ЦитироватьОтветить3
а как же обещанные дирижабли
# 28а как же обещанные дирижабли
Цитата: Гость Гость
Можно много говорить и спорить,но прошу вас признать ,что без быстрого ЖД транспорта наш регион развиваться не будет как бы мы для этого не пытались привлекать сюда людей. И пока ничего не измениться в этом плане будем так же продолжать вымирать.

"... плашек три восьмых дюйма достать не мог. Нет! А трамвай собираются пускать" ("12 стульев")
11 июля 2018 11:00   ЦитироватьОтветить0

Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Ремонт телевизоров