В Калининградскую область возвращается фестиваль «Гумбинненское сражение»
В Калининградскую область возвращается фестиваль «Гумбинненское сражение». В этом году памятные мероприятия будут посвящены 110-летию со дня начала Первой мировой войны. О важных этапах развития движения исторической реконструкции вспоминали на встрече в Гусеве.
Профессор кафедры истории и теории искусств Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, Алексей Аранович, рассказал о том, как он открыл для себя мир военно-исторической реконструкции.
Алексей Аранович, эксперт Министерства культуры Российской Федерации:
— Это я в 89-м году. Без бороды. 35 лет назад. Когда мы начинали заниматься историей Первой мировой, Гражданской войны, всё было по-другому, чем как воспринимается сейчас. Для нас это была часть жизни, это не театр, игровая история — это часть жизни.
Реконструкция знаменитого Гумбиненнского сражения, которое произошло в августе 2014 года, проводилась в Калининградской области у поселка Лермонтово. Памятные мероприятия были организованы в честь 100-летия со дня начала Первой мировой войны. Фестиваль «Гумбинненское сражение» стал одним из самых масштабных в стране.
— Но, если ты живёшь этим и глубоко занимаешься изучением эпохи, для нас уже с годами стало более значимым посещение мероприятий в том же Совхозном, в Матишкемене.
Участники встречи задают множество вопросов, связанных с организацией военно-исторических фестивалей, особенно сильное впечатление всегда производит кавалерия, но как правильно подготовить лошадь?
— Дорого содержать, но самый главный вопрос — она обстрелянная должна быть лошадь?
— Мы лошадей всегда обстреливаем, потому что бывают казусы.
— Я в мундире на лошади, стреляет пушка, там единственная лужа была, было сухо, лошадь меня выбрасывает через голову и прямо в эту лужу.
Гусевцы интересуются взаимоотношениями энтузиастов внутри движения исторической реконструкции.
— Идёт градация возрастания чинов, как это происходит у реконструкторов?
— А всё очень просто. Есть бесстыжие, которые сразу становятся большими начальниками, но их не признают.
Алексей Аранович в движении реконструкторов не ради чинов и званий. Его знания считаются бесценными, многие знаменитые режиссеры обращаются к нему за помощью в создании исторических фильмов. Список картин, в которых он выступал в роли консультанта, весьма внушительный, среди них: «Гарпастум», «Крылья империи», «Столыпин».
Николай Перкусов, культуролог:
— Каждая встреча, она как глоток воздуха и на востоке происходят такие события потрясающие, когда к нам приезжают гости из Москвы, Санкт-Петербурга, есть что уточнить и дело Первой мировой войны, которая у нас забытая, каждый раз появляются новые материалы, это вопрос, который до конца не закрыт.
Алексей Аранович, эксперт Министерства культуры Российской Федерации:
— Если говорить о сегодняшней встрече, хотелось немножко развеять представления о том, чем занимаются реконструкторы. Это не только люди, которые собирают материалы по костюмам, а потом бегают на фестивале «Гумбинненское сражение». Это люди, которые занимаются глубоким изучением фактуры, понимают эпоху, понимают строевые упражнения, понимают работу с оружием, понимают, что такое держаться в седле.
В Гусеве Алексей Аранович выступил также в качестве научного сотрудника местного историко-краеведческого музея. Для многих участников встречи это стало приятным сюрпризом.
Профессор кафедры истории и теории искусств Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна помогает создать новую экспозицию, которая откроется во втором корпусе музея в Гусеве после завершения его ремонта.
Виталий Хвалей